Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> haradskie skazki
Petya
сообщение 29.4.2008, 11:05
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 7
Регистрация: 16.4.2008
Пользователь №: 239



ПРИМЕЧАНИЕ
Эти сказки переведены , как сказал бы Даниил Хармс ,"для времяпровождения"
и ни на что не претендуютsmile.gif
1.
ЦАРЬ САНГАХЬЯНДО

рассказчик--житель Арк-Исмара

Величайшим царём Исмара был Сангахьяндо.Конечно, он был не так могуществен как Каллиго и Иммани или Сангу Ултор (чёрная смерть),но всё-же он был очень удачлив. К тому-же Каллиго и Иммани не были царями и не происходили от Салмара, это были узурпаторы, чёрные колдуны. А Сангахьяндо происходил от Тайрнанда и Салмара. Он всегда почитал этих богов. Удача сопутствовала ему во всех начинаниях.

Однажды царь Сангахьяндо пировал с друзьями. Все славили его.Говорили даже, что такого могущественного царя никогда не было ни в Исмаре, ни где-либо ещё.Было выпито много вина.
"О царь,"--обратились к нему придворные "боги смотрят на тебя, удача сопутствует тебе во всём, сбываются все твои пожелания. Чего бы хотел ты сейчас?"
"Я хотел бы, " задумчиво ответил Сангахьяндо," чтобы мне на подносе принесли голову Морского Короля."

Вскоре эти слова дошли до слуха Морского Короля.Гнев его был страшен.
Морской Король быстро собрал огромный флот и лично повёл его на Арк-Исмар.Этот флот двигался очень быстро, и достиг арка за один день.
А царь Сангахьяндо тем временем пировал с друзьями в дворцовом саду.
"Нет в мире правителя, более могущественного чем я!" воскликнул Сангахьяндо. И тут-же ему в рот нагадила ворона.
"Изловить ворону!"--велел царь, но в это время ему сообщили о нашествии народа кораблей.
Вражеских судов было так много, что они не поместились во Внутреннем Море Исмара--куда ни взглянешь, всюду чёрные паруса! Сопротивление было бессмысленно, и Сангахьяндо явился на корабль к Морскому Королю.
А тот сидел на резном троне, в окружении чёрных колдунов.И вот что он сказал:" Царь Сангахьяндо, я мог бы превратить твою страну в пепел, а всех твоих подданных сделать моими рабами.Если бы ты говорил иначе, то я так и поступил бы.Но ты пожелал только моей смерти и только своей жизнью заплатишь за это."

И Морской Король велел отрубить Сангахьяндо голову.После этого люди кораблей вернулись домой, не тронув Исмара.



девять воронов

(рассказчик--житель Кхарана)

Когда-то очень давно, Кхараном правил великий и славный царь Иставон.
Он был самым могущественным царём по эту сторону гор--все подданные боготворили его, а враги при одном только упоминании о его имени содрогались от страха. Иставон долго и счастливо правил Кхараном и
и печалило его только то, что у него не было наследников--лишь одна единственная дочь.
Об этом узнал царь воронов и задумал жениться на царевне и править Кхараном.А в то время народом воронов правило девять царей, и тот кто хотел женится на дочери Иставона был у них главным царём.он призвал к себе восьмерых прочих, а те собрали множество воинов и полетели в Арк-Луан.Там они раселись на стенах и башнях дворца и закричали "Кха!Кха!"
Иставон вышел к вОронам и приветствовал девятерых царей.
"Что вам нужно, о вОроны?" спросил он.
"Эй, человек," сказал главный царь воронов " я прилетел свататься к твоей дочери.если отдашь мне её добром--я богато награжу тебя, а если будешь противиться--твоему царству конец!"

"да что ты, птица, можешь сделать человеку?" засмеялся Иставон."Лети отсюда прочь, моя дочь не для тебя!"
И тогда все вороны закричали "Кха!Кха!" и поднялись в небо, и закрыли солнце своими чёрными крыльями. Весь год вороны днём и ночью летали над Кхараном , не светило солнце, не светили звёзды и луна.
Ни единой капли дождя не упало на землю, голод и засуха поразили страну и ничего не было слышно кроме вороньего грая.



В конце года вороны вновь опустились на стены и башни дворца и закричали "Кха!Кха!"Иставон вышел к царям воронов и прветствовал их.
"что вам нужно, о вороны?"-спросил он.
"эй, человек, отдавай мне свою дочь!"--закаркал царь воронов
"Не бывать этому!"--воскликнул Иставон.

Тогда все вороны вновь поднялись в небо и затмили солнце.И вновь они
целый год реяли над Кхараном, а вороний грай был так ужасен, что люди в Арк-Луане теряли сознание.

В конце года вороны вновь расселись на стенах и башнях и иставон вышел к ним. "Что вам нужно, о вороны?" --спросил он.
"Эй, человек, отдавай мне свою дочь, а не то будет хуже!"--закаркал
вороний царь.
"не бывать этому!" воскликнул Иставон.
И тогда все вороны вновь взлетели в небо и затмили солнце.И третий год не было в Кхаране ни света ни дождя, а вороний грай был так страшен, что люди в Арк-Луане умирали от ужаса.
В конце года вороны вновь прилетели во дворец.
"Ну что, человек, отдаешь мне дочь?" закаркал вороний царь.

и пришлось Иставону отдать свою единственную дочь верховному ворону.



Цари воронов очень обрадовались и пригнали в Арк-Луан сто коров, сто быков и сто слонов.Они доставили сто колесниц, тысячу коз, тысячу овец и тысячу золотых колец; сундук золота, сундук серебра и сто сундуков другого добра.

Вороний Царь забрал царскую дочь и полетел в горы.Плохо пришлось девушке с вороном. Он посадил её на высокое дерево, так что она не могла спуститься вниз. Днём ворон улетал, а вечером возвращался и приносил пищу--всякую падаль, которую едят вороны.Днём, когда
ворона не было, девушка пела печальные песни--ничего другого ей не оставалось.
Однажды, когда она так сидела и пела, мимо проходил с несколькими друзьями её возлюбленный.Услышав знакомый голос , он подошёл к дереву , заговорил с царевной и , узнав в какую она попала беду, решил освободить её и убить ворона. И вот, он и его друзья спрятались неподалёку от дерева и приготовили к бою оружие.К вечеру, как обычно, прилетел ворон.Только он подлетел к дереву, как как друзья выстрелили из луков. Раненый ворон упал на землю и тут друзья
выскочили из засады и напали на него. Долго бились они, но, наконец, Вороний Царь упал на землю, сражённый их мечами. А друзья помогли
царевне спуститься с дерева и с почётом доставили её в Арк-Луан.

Узнав о гибели главного царя, остальные цари воронов страшно расстроились.Один из них кинулся в пропасть, другой утопился в море, третий в глубоком озере,четвёртый--в реке. Пятый выпил яд, шестой повесился,
седьмой бросился на меч. В живых остался только восьмой царь . Он собрал всех воронов и они улетели в дальние страны. Вот почему вОроны в Кхаране не водятся. ВорОны есть, сороки есть, а воронов нет.

А царь Иставон, узнав о спасении дочери и о бегстве врагов очень обрадовался и выдал царевну за её возлюбленного. От них ведут свой род правители Арк-Луана.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Petya
сообщение 29.4.2008, 13:17
Сообщение #2


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 7
Регистрация: 16.4.2008
Пользователь №: 239



раковина Салмара

(рассказчик--житель Умбара)

Когда-то очень давно Умбаром правили цари.Первый царь был сыном Салмара, бога морей.Салмар подарил своему сыну чудесную раковину:
протрубишь в неё один раз-- и начнётся шторм, протрубишь второй раз--шторм утихнет. Только потомки Салмара могли трубить в волшебную раковину.
Много лет этот подарок хорошо защищал Арк-Умбар, если на него с моря нападали враги.А в те времена злейшими врагами умбарцев были правители Кайя и другие князья севера.Но как только их корабли подплывали к Арку, царь трубил в раковину и буря сметала вражеский флот.Затем царь трубил снова и буря стихала.Тогда моряки Умбара садились на свои корабли, плыли к северным берегам, громили их и всегда возвращались с богатой добычей.
однажды царь Умбара собрал огромный флот и явился к крепости Кайя.
Тарки не успели подготовиться к обороне и правитель Кайя спешно собрал совет знатных людей, чтобы решить, что теперь делать.
"сейчас у нас слишком мало воинов и кораблей, чтобы сражаться с полчищами Умбара"--сказали все советники."чем погибать в безнадёжной битве, давайте лучше заплатим врагам дань и выдадим заложников."
И правитель кайя согласился с этим советом и, явившись к умбарскому царю, на коленях умолял его пощадить страну тарков.И царь смилостивился над северянами.Он собрал богатый выкуп, а также велел таркам потопить все их боевые корабли.Но главное, он взял в заложники двух сыновей правителя Кайя, старшего звали Галадор, а младшего Имразор.

После этих славных дел царь увёл свой флот в Умбар, не причинив таркам никакого вреда.Заложников он держал в своём дворце.Галадор был заносчивым и гордым человеком.Имразор был молчалив и хитёр.Он
очень быстро усвоил язык и обычаи умбарцев.Однажды Галадор пришёл к Имразору и сказал ему: "Брат!Какой позор для нас, жить в плену у дулги! Лучше смерть , чем такое унижение.Бежим на север, к отцу!"
"Чтож, беги," ответил Имразор " а я останусь здесь."

Галадор проклял брата и бежал на север.Он добрался до Кайя и расказал отцу обо всём что произошло.

Узнав о побеге Галадора царь Умбара очень опечалился.
--Что тебя тревожит?--спросила его жена.
--беда--ответил царь--Галадор бежал из плена к отцу.Если и Имразору удастся сбежать, снова начнётся война.Может быть, отрубить ему голову, как ты думаешь?
--Имразор верен тебе--возразила царица.Сделай так ,чтобы он ещё больше привязался к нашей стране.Посвяти его в арма и выдай за него девушку из знатного рода.

И царь поступил так, как посоветовала жена.

Прошло какое-то время, и войско Зелёных Равнин осадило Умбар с суши.
Царь спешно собрал совет, и все говорили о том, что арма должны выйти из города и сразиться с врагами.И тут вперёд выступил старший сын царя.
"О царь!" воскликнул он "дай мне тысячу отборных воинов и я отброшу врага!"
Тут вперёд выступил средний сын и воскликнул: "О царь, дай мне 500
воинов и я разобью врага!"

Тут вперёд выбежал младший сын и закричал: "О царь, дай мне сотню воинов и я сокрушу врага!"

И тогда поднялся со своего места Имразор."Мой господин," спокойно сказал он "никаких воинов не требуется.Я один справлюсь со всеми врагами, пусть только нарду дадут мне резвого коня, а арма--острый меч."
Все очень удивились, но царь велел выдать Имразору боевого коня и
отдал ему свой собственный меч "сангу ултор" ,который рубил железо как мягкий воск.
Имразор тотчас-же выехал из города и вступил в бой с врагами.Сразив
царским мечом сто врагов он с победой вернулся в арк и все славили его.
На утро следующего дня Имразор вновь выехал из города и бросился на
неприятелей.Сразив двести всадников он вернулся в крепость и все превозносили его доблесть.
На третий день Имразор вновь выехал на бой, и хотя враги посылали против него лучших витязей, он сразил триста человек и, воздев на острие меча отрубленную голову вражеского вождя, с победой вернулся в арк, где все ликовали.
А люди равнин тем временем совещались в своём лагере:" Если один воин Умбара нанёс нам такой урон, то что-же будет, когда на битву выйдет всё войско?!"
И жители равнин позорно бежали, бросив всё награбленное добро.

После этих славных дел царь возвысил Имразора.Он сделал его командиром правого крыла.Имразор доблестно сражался во всех войнах с врагами Умбара и всегда одерживал победы.А его жена происходила из знатного рода арма, оберегавшего царские сокровища.
--Какие сокровища превые всего ценят цари Умбара?--как-то спросил у жены Имразор.
--Разве ты не знаешь?--удивилась женщина.Вот Три Великих Сокровища:
Рогатая Корона, меч "Чёрная Смерть" и Раковина Салмара.

--Почему Рогатая Корона считается первым сокровищем?--спросил Имразор.
--разве ты не знаешь?--удивилась женщина.Рогатая Корона досталась нам от Царя Пяти Островов.
--Как так?
--А вот как:
Когда-то, очень давно, жили морские люди.Они почитали тех-же богов, что и мы, особенно Тайрнанда, властителя морей.Это Тайрнанд, отец салмара, поднял со дна океана острова морских людей.Всего было пять островов:на первом острове жили звездочёты и мудрецы, на втором острове--смелые воины, на третьем--искусные ремесленники, на четвёртом--барабанщики,слуги и все остальные.На пятом острове стоял дворец Морского Царя, а рядом с ним--Храм Тайрнанда.
Однажды Морскому Царю во сне явился бог Сатре, и обещал великие блага, если жители островов будут поклоняться только ему.проснувшись, Морской Царь приказал разрушить Храм Тайрнанда, а на его месте построить Храм Сатре.Вскоре строители возвели огромный храм из чёрного камня.В храме жило железное чудовище.Повинуяс приказам царя, оно переплывало море и нападало на прибрежные города.
Все города побережья подчинились Пяти островам и должны были платить дань.Даже Умбар подчинился.
В царском дворце Умбара сел наместник Морского Царя Гибба. Он был безобразен и жаден.

Арха было велено рыть канавы, а арма, о позор!, должны были ходить без оружия.А принца Идаго наместник велел побить метлой.
Гибба грабил жителей Умбара и посылал Морскому Царю сундуки полные золота и серебра.И Морской Царь был доволен своим наместником, он даже прислал ему серебряный шлем в подарок.Чванливый Гибба никогда не снимал этот шлем.
Герои Умбара не в силах были терпеть унижение.И вот однажды,Гибба
устроил для морских людей роскошный пир.Арма тоже должны были пойти на этот пир.Они стояли на коленях, я чужеземцы бросали им обглоданные кости.Гибба выпил золотого умбарского вина и развеселился.Он велел музыкантам играть боевые песни.Когда заиграла музыка, принц Идаго поднялся с колен.Он поклонился Гиббе и сказал:
"О великий правитель, позволь ине исполнить танец с мечом?"
"Чтож, танцуй"-засмеялся захмелевший Гибба "но смотри, раб,если будешь плохо плясать, получишь сотню плетей!"
Музыканты заиграли боевую песню воинов Умбара и Идаго пустился в пляс, размахивая сверкающим мечом.Тогда поднялся его друг Наравва.
"О правитель," обратился он к Гиббе "для пляски с мечом нужно двое танцоров.Позволь мне помочь Идаго?"
"Добро!" закричал Гибба "И клянусь Сатре, если танец будет плох, я велю содрать с тебя кожу!"
Наравва и Идаго стали танцевать, размахивая мечами.И вдруг Идаго подскочил к Гиббе и одним ударом срубил ему голову.Со звоном покатился по полу серебряный шлем.Тогда все остальные арма закричали:
"Ларан!Ларан!" и, выхватив спрятанное оружие, напали на опьяневших чужеземцев и изрубили их в куски.

Так Идаго и его друзья избавили город от унижения и раззорения.А серебряный шлем Гиббы стал короной Умбара.Мастера украсили его рогами, как у Тайрнанда, ибо Идаго происходил от Салмара, сына властителя морей.
Это и есть первое сокровище Умбара.

--Скажи, почему вторым великим сокровищеи считается меч "Чёрная смерть"? спросил тогда Имразор.
--Разве ты не знаешь--удивилась жена--Этот волшебный меч Идаго добыл защищая Умбар.
--как так?
--А вот как:
Восставшие арма перебили всех морских людей, бывших в городе.Лишь двоим удалось бежать, звали их Каллиго и Иммани.Они прибыли во дворец Морского царя и рассказали ему о восстании Идаго и о смерти Гиббы."Да поможет мне Сатре покарать мятежников!" воскликнул в гневе Морской Царь и приказал выпустить на Умбар железное чудовище.
Чудовище переплыло море и выползло на берег у самых стен арка.Оно было заковано в чёрную чешуйчатую броню и дышало ядовитым дымом.и всё-же Идаго решил выйти на бой. Он долго молил о победе всех богов, особенно Тайрнанда и Салмара--покровителей города и царского рода.
А враги молились только Сатре--властелину смерти.
Наутро следующего дня Идаго вышел на бой с чудовищем, поджидавшим его на Белом Холме, там где сейчас стоит Башня Тарков.Увидев героя, чудовище окуталось дымом и задышало огнём, но налетевший ветер развеял дым, а затем хлынул ливень и огонь Сатре погас.Тогда Идаго напал на чудовище и рассек его ударом меча, разрубив чёрный чешуйчатый панцирь. несколько позже он отрубил хвост мёртвому чудовищу и нашёл в нём чудесный меч из чёрного металла.это и есть
"Сангу Ултор".он легко рубит железо и достаточно нанести им маленькую царапину, чтобы сразить любого врага.
таково-то второе сокровище.

--Скажи, почему Раковина Салмара считается третьим великим сокровищем?Спросил тогда Имразор.
--Разве ты не знаешь?--удивилась жена.-Сам Салмар подарил Идаго эту раковину, чтобы защитить город от врагов.
--Как так?
--А вот как:
Изгнав чужеземцев и убив чудовище Идаго стал править Умбаром.Он часть советовался со своим отцом.Сын бога морей, он опускался на дно океана, где стоял дворец Тайрнанда, украшеный жемчугом, кораллами и янтарём.Идаго подолгу беседовал там с самим Тайрнандом, с Салмаром
и с другими божествами моря.Идаго знал, что царь Пяти Островов не смирится с поражением, что он будет вновь и вновь нападать на Умбар. Поэтому он попросил Салмара дать городу надёжную защиту.Тогда-то Салмар и подарил ему одну из своих чудесных раковин: стоит протрубить в неё один раз--начнётся буря, а если протрубить второй раз--буря тотчас-же стихнет.
Эта чудесная раковина помогала Идаго оборонять город с моря, а меч Чёрная Смерть--защищать город с суши.

А вот что случилось с пятью островами: Морской Царь очень хотел заслужить милость Сатре и получить от него новое оружие, чтобы покарать Умбар. Он приказал разрушить храмы и поставить повсюду алтари Сатре. Сатре-то был доволен, но все остальные боги страшно разгневались.Несса наслала хищных зверей, Ларан отнял у воинов смелость, Таг сделал мудрецов безумными , Яванна лишила земли плодородия, а Торон метал с неба молнии.Наконец, Ману ударом молота расколол основу островов и они стали погружаться в океан, а Тайрнанд поднял огромную волну, которая захлестнула гибнущие острова,погубив там всё живое.так погибли Пять Островов. из всех жителей спаслось лишь девятеро.Это Унна спасла их от ярости Тайрнанда.Волны вынесли лодку с беглецами к устью реки Адун.От этих то изгнанников и произошли все тарки.




na etom rukopis' obryvaetsya
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Аллор
сообщение 29.4.2008, 17:27
Сообщение #3


Недомайа
***

Группа: Админы
Сообщений: 5780
Регистрация: 14.5.2004
Из: Ангамалле
Пользователь №: 4



Petya, добро пожаловать и на форум!

А что, стильные сказки...
А можно полюбопытствовать, откуда ряд имен и названий? Часть - традиционные, как "Тарки", Салмар, Яванна, а многие - совершенно незнакомые. Т.е они достроенные, или идут как бы "в другой транскрипции"?
Но вообще должен же быть корпус харадских(ханнатских) и умбарских легенд и преданий... А дальше есть?wink.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Petya
сообщение 30.4.2008, 11:51
Сообщение #4


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 7
Регистрация: 16.4.2008
Пользователь №: 239



(Аллор @ 29.4.2008, 18:27) *
Petya, добро пожаловать и на форум!

А что, стильные сказки...
А можно полюбопытствовать, откуда ряд имен и названий? Часть - традиционные, как "Тарки", Салмар, Яванна, а многие - совершенно незнакомые. Т.е они достроенные, или идут как бы "в другой транскрипции"?
Но вообще должен же быть корпус харадских(ханнатских) и умбарских легенд и преданий... А дальше есть?wink.gif



Я постараюсь к концу недели вывесиtь ещё кое что. Некоторые идеи от Вейрд, так что лучше спросить прямо еёsmile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Аллор
сообщение 3.5.2008, 15:01
Сообщение #5


Недомайа
***

Группа: Админы
Сообщений: 5780
Регистрация: 14.5.2004
Из: Ангамалле
Пользователь №: 4



Спасибо, ждем-сsmile.gif И Вейрд порасспрошуwink.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Вейрд
сообщение 4.5.2008, 16:07
Сообщение #6


Бывалый
***

Группа: Участники
Сообщений: 634
Регистрация: 27.4.2006
Пользователь №: 85



Меня спросить, да? А вот не выйдет... Точнее, спросить-то можно, да только я не помню, чтобы подавала какие-то идеи, честно-честно.
Хнык... Так что Петя: рассказывай, как оно есть smile.gif.


--------------------
Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Petya
сообщение 11.5.2008, 21:05
Сообщение #7


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 7
Регистрация: 16.4.2008
Пользователь №: 239



PARMA I GIMILZIR

К каждой книге и к каждому трактату выдвигаются четыре требования. Вот эти требования: место и время написания, причина написания и персона автора. Имеются упомянутые требования и в этом трактате:
Я, Гимильзир , ученик Азрафели написал этот трактат. Повод и цель написания книги—борьба с невежеством и незнанием. Место написания—Арк-Исмар, в просторечьи именуемый Умбаром, а время—год от основания города три тысячи семьдесят шестой, по старому календарю шесть тысяч семдесят девятый, а от основания Наланды прошло десять тысяч лет. А от сотворения мира прошло двенадцать тысяч лет.

Не всем известно, что морэдайн происходят с Острова называемого теперь Акаллабет ибо много лет назад остров этот погрузился в пучины моря. Произошло это потому, что его жители перестали поклоняться богам и забросили их храмы, предаваясь праздности. Необходимо ещё сказать вот что: был лишь один большой остров, а не пять островов, как утверждают арха(1). Арха не правы, впрочем, они не правы никогда. В Книге Востока я расскажу об их мудрости, если она у них вообще есть и об их учении. Когда боги задумали истребить Остров и всё что на нём, то в королевскую столицу пришёл посланник Агана(2), иные говорят, что это и был Аган. Боги послали вестника смерти и это было не случайно ибо они собирались поразить жителей острова смертью. Посланник убеждал жителей покинуть Остров, пока ещё не поздно. Но лишь немногие верные, то есть „изинду“(3) последовали его совету. Они собрали корабли и поплыли на восток, причём боги ниспослали им попутного ветра, ясного неба и звёздного света. Их предводителями были Имразор и Имрахиль(4). Вскоре они достигли далёкого дивного берега, новой неведомой земли. И тут-же огромная волна поднялась и захлестнула Остров—оттого Акаллабет. И в знак траура беглецы облеклись в чёрные одежды и назвались „морэдайн“ , они назвались так на языке народа нимри(5), ибо имена на языке нимри приносят удачу и отгоняют зло. И братья Имразор и Имрахиль воздвигли на побережьи храм Агана, ибо Аган спас их от гибели.
Побережьем этой земли правил король Мелех. Он был уже очень стар и не мог управлять государством. А наследников у него не было—лишь одна единственная дочь по имени Инзиль. Она славилась красотой далеко за пределами королевства Мелеха. До сих пор говорят: „прекрасна , пока не увидишь Инзиль“, или: „она прекрасна как Инзиль“ или: „в древности было в Исмаре три сокровища-- доблесть Имразора, мудрость Сафдана и мастерство Ирастора, а главное сокровище—красота милой Инзиль“ . Мелех собирался выдать её замуж и отовсюду приехали принцы и короли. Приехали и Имрахиль с Имразором. Мелех очень любил свою дочь и дозволил ей выбрать жениха. И стало так, что она выбрала Имразора, причём прочие принцы очень разгневались. Вообще восточные люди, гневливы и чванливы по природе. Как женщины украшают они себя браслетами серьгами и кольцами, носят яркую одежду и отпускают длинные волосы. Но вернёмся к нашей истории.
Братья забрали Инзиль и помчались в свою крепость на берегу моря, которую они называли Умбар. А остальные принцы бросились за ними в погоню, как только морэдайн выехали из ворот крепости Мелеха. Им было не по душе, что чужеземцы поселились в землях Азула(5). Так мчались по равнине три всадника, а за ними триста преследователей(5.2). Но вот братья и Инзиль пересекли вброд мелководную речку . и едва только принцы Азула подьехали к берегу, как эта речка превратилась в полноводную бурную реку со стремительным течением. Такова была воля богов, которые помогали морэдайн . Принцы Азула отказались от преследования и вернулись в свои города. А река течёт и поныне: это Амелу, одна из трёх священных рек Азула. И вот после смерти Мелеха братья получили его королевство и стали править Умбаром и всеми окрестными землями. Имрахиль и Имразор сразились в поединке за Инзиль и Имразор убил Имрахиля и похоронил его в храме Агана. Погребение это можно видеть до сих пор. Я сам осматривал его и видел меч Имрахиля, и его серебряный шлем.
Вскоре после поединка братьев войско Азула подступило к крепости. Однако Имразор победил его в ожесточённом сражении. Перед этим он долго молился в храме Сатре(6) и ужас объял полчища врагов. Короли Арк-Исмара ведут свой род от Имразора и Инзиль.

Мне показалось уместным рассказать о землях Азула и о народах его населяющих. Азул, страна обращённая к морю, тянется на восток вплоть до высокой горной цепи, которую местные жители зовут Кxалан-Гир. Реки текут от гор к морю, то есть с востока на запад. Величайшие из этих рек—Амелу, Рани и Истарна. Азул украшен великим множеством городов и крепостей. Наибольшим из городов сейчас по праву считается Арк-Исмар. На севере раньше был святой город Наланда, но его разрушили племена колесничих, оттого Ллех(7).

Ллех
Сдесь не слышен больше смех.
Государей древний трон
Был перенесён в Неллор.
Померкла древняя слава,
Шумит над руинами трава.

Вся страна Азул издревле населена была многочисленными племенами. Все эти племена, однако, говорят на одном языке. Называют они себя Арайя(dirol.gif. Иные живут в городах, иные в лесах или в полях. Когда морэдайн прибыли, арайя не умели строить корабли и боялись моря. Со временем они научились у морэдайн корабельному делу . Вдоль морского берега морэдайн строили могучие крепости. Арайя приходили торговать в эти крепости и впоследствии их правители предательством и обманом овладели некоторыми из них. Ибо арайя вообще склонны к обману. Они храбры на войне , но в мирное время нерадивы и ленивы.
Арха рассказывали мне, что арайя пришли с севера и что это случилось в незапамятные времена. И что арайя дошли до гор, разрушая крепости местных племён и захватывая их скот. Некоторые продвинулись далеко на юг. Говорят , что дикие эти племена пастухов и воинов презирают остальных арайя и часто с ними воюют. Рассказывают, что арха у них нет, что землю они возделывать не умеют, а питаются только молоком и мясом. Я сам несколько раз видел этих диких людей: они очень высокого роста , а зубы у них подпилены наподобии клыков зверя. Некоторые наши купцы бывали в их стране, мне-же, как я ни старался, попасть туда не удалось(dirol.gif.
Второй народ который живёт в Азуле это нарду(9). Кто они такие, и как сюда пришли я сейчас расскажу. Когда погиб Остров, спаслись не только верные, но и некоторые другие, впочем, было их совсем мало: всего девять человек. Они плыли на утлой лодке и волны принесли их к устью реки Адун. Там было основано первое поселение этих безбожных людей, ибо несмотря на всё что с ними случилось, они не верили в богов и продолжали предаваться безбожию и другим порокам. Их народ очень быстро размножился, потому-что выходцы с острова смешались с местными племенами дикарей, но ненависть к морэдайн осталась у них прежней.
Вокруг крепости тарков (ибо так эти люди стали себя называть) жили племена коневодов. Тарки подчинили этих доверчивых варваров, главным образом обманом и ложью. Эти безбожные люди, однако, очень боялись, что их обман откроется и варвары восстанут. И тогда король тарков Нимрузир собрал всех варварских вождей и рассказал им про богатства Азула и про то как привольна и легка там жизнь. И такими вкрадчивыми речами он убедил варваров отправиться воевать Азул. Очень скоро огромное войско варваров выступило с севера, оставивив жён и детей на попечение тарков. Люди Азула сразились с ними в четырёх битвах. Первая битва произошла на Зелёных Равнинах ибо всадники переправились через Риан раньше, чем король Дулгухау успел помешать им. Вторая битва произошла у стен Неллора. Третья битва произошла в холмах Гвалиора, а четвёртая—на востоке, в Долине Колесниц, после чего в руки всадников попал Торговый остров. Ведь эти всадники разделились на несколько дружин. Арайя всюду оказывали им сопротивление и всюду терпели поражения, потому что езда верхом им была неизвестна и они пешими бились против конных. Сами нарду до сих пор говорят, что они научили арайя верховой езде. Все эти события произошли две тысячи лет назад(10). Правда, всадники не тронули святой город Наланду. Арха рассказывают, что когда дружина северян подошла к городу, им навстречу вышли безоружные люди в белых одеждах, ибо арха не носят оружия. И варвары премного удивлялись этому и ушли восвояси.
Захватив большую часть Азула северяне поселились в его городах взяв себе в жёны девушек арайя. Так произошли нарду. Сейчас в каждом городе у них есть свой тарИк(правитель) и они до сих пор живут по своим законам и обычаям. Жители Арк-Исмара отбились от северян ибо уже тогда Арк-Исмар был неприступной крепостью. Но северяне и не хотели с ним воевать, пресытившись грабежами других городов.
Сами нарду рассказывают совсем иначе. Я слышал от них, что было некогда два брата Анед и Атлем. Это были великие воины и пришли они не с севера, а с востока. Рассказывают, что правитель Неллора пригласил их, когда терпел поражение в войне с правителем Арк-Луана и братья так повели дело, что оба города оказались в их руках. А из своей земли они были изгнаны за то, что убили отца. За это преступление боги впоследствии наказали их: оба брата превратились в волков. Нарду рассказывают много небылиц, и я их здесь приводить не буду, хотя слышал много раз и хорошо знаю.
А Нимрузир, услышав о том, что коневоды остались в Азуле и отложились от него, приказал перебить их семьи. Таковы тарки—самый бесчестный и жестокий народ на земле.

Тогда-же в странах Азула учил Сафдан(11). Он долгое время жил в Наланде. Он учился у Арха двадцать лет, как это у них принято, но потом отверг их учение и победил их в спорах. Затем с немногими учениками, он ходил по городам. Сафдан спорил с арха и очень прославился. Он пришёл в Неллор, но арха научили короля закрыть перед ним ворота и не пускать его в город. И тогда Сафдан воззвал к богам и стены Неллора пали. Рухнул и королевский дворец, где укрывались король и все местные арха. После того все поняли, что в нём воплотился Таг. Сафдан пришёл в Арк-Исмар и долгое время жил там. Это был искуссный врач , великий звездочёт и мудрец.Семьдесят лет он жил в Арк-Исмаре и тарки не смели приближаться к городу, страшась его волшебства. Но когда он умер, тарки захватили город и какое-то время морэдайн жили под властью тарков.
Но это продолжалось недолго, они восстали и изгнали врагов, после чего жили в мире.

Я считаю, что нужно также рассказать о колесничих. Эти люди пришли с севера , по наущению тарков так-что многие путают их с нарду. Но нарду были всадниками, а эти ехали на колесницах и повозках. Всего их было четыре племени: Хоко, Габбо, Чэле и Суба(12). Эти жестокие варвары разрушили беззащитный город Наланду и немногие уцелевшие арха бежали на юг. Новая школа арха с тех пор в Неллоре. Старая школа погибла и больше не восстанавливалась.И вообще этот город был разрушен.

Откуда идёшь ты, арха?
С севера, из Наланды.
Святая столица пала
Ужасна наша судьба.

На площадях костры,
Пируют дикие варвары.
Такого в святой земле
Не случалось доселе.

После этого варвары стали решать, напасть на Торговый Остров или на Азул. Они выбрали Азул, но Марах разбил их на реке Рани, причём арайя и нарду объединились. И некоторые люди из Арк-Исмара тоже приняли участие в битве, хотя их городу ничего не грозило. Впоследствии они были наказаны: осуждены и изгнаны из страны. Их имена я не буду здесь приводить, хотя они мне известны.
Колесничие приезжают к нам торговать. Это низкорослые крепкие люди со странными головами. Когда рождается ребёнок, его голову особым образом зажимают между досок, меняя её форму. Надо сказать, что всех, у кого голова выглядит иначе, эти колесничие глубоко презирают. Они всегда носят с собой топор и ловко дерутся на топорах. Одеты они в штаны и смеются над теми, кто носит саронг. Голову они бреют, но оставляют бороду и усы, одежда у них грязная и они никогда не моются. Так подробно я рассказываю о колесничих, потому что они не похожи на других жителй Азула. И таких то людей тарки наслали на цветущий Азул!

Ещё один народ это бродяги аварау. Кто они такие и откуда взялись никто не знает. Эти люди ходят по разным странам и разговаривают с арайя на их языке, а между собой по своему. Кормятся они воровтсвом, нищенством и прочими делами подобного рода. Если аваро подходит к морадану, то последний кричит: „ba kitabdahe!“ (не прикасайся ко мне!). Если морадан вооружён, то он может зарубить аваро и ему за это ничего не будет. Но и никакой славы от этого тоже не будет.
У аваро есть нож, но он не имеет права защищаться , а должен пасть на колени, если морадан хочет зарубить его. Вот почему аварау редко появляются в Исмаре, а в других городах, где морэдайн мало, они бывают часто. Рассказывают, что один арун использовал их как шпионов, но когда это стало известно, ему пришлось покончить самоубийством, такой это был позор. Однажды Кано(13) встал на защиту аваро, которого хотел зарубить морадан. Кано так уважали, что морадан пощадил аваро, но в Арк-Исмар Кано больше не звали, холодно встречали его и он перестал приходить сюда. Если арха носит узелок(14), то он тоже может вступиться и не только за аваро, но за кого угодно. Если арха вступаются за этого человека, убить его нельзя. Даже тот, кто ходит по ночам и устраивает поединки(15), не должен убивать, если вступается арха.

Вот таковы-то народы Азула. Рассказывают ещё всякие истории, о том что есть в далёких лесах Город Обезьян которым правит Обезьяний Царь или о карликах в горах, превратившихся в камень, когда над миром взошло солнце и тому подобные басни. Всё это уместно в сказках арайя и неуместно в книге морэдайн. Поэтому я расскажу о королях Арк-Исмара:
Король Имразор, сын Ар-Паразона был первым, кто правил в Исмаре. Исмар, значит на языке арайя „виноградник“, поскольку виноград называется „исам“. Отсюда и название нашего полуострова—тоже местное—Исамнион (виноградный).
Арха и парманты много спорили о том, кто впервые начал устраивать виноградники и делать вино. Арха говорят, что арайя научили морэдайн виноделию, а морэдайн утверждают обратное. Морэдайн доказывают, что виноград был привезён ими с Острова. Слово Умбар также не наше. На языке арайя „умбо“ значит щит—и полуостров называется Умбар, ибо он подобно щиту защищает внутреннее море. Доблестный Имразор построил крепость Арк-Исмар и храм Агана. Сооружения эти и поныне украшают наш город. У Имразора был сын Имрахил. Поскольку это были короли, то они звались Ару-Имразор и Ару-Имрахил. И далее так титуловались все прочие, вплоть до того, как род их был истреблён тарками. Имразор породил Имрахила, Имрахил породил Абара, породил Гимила , породил Зимрата , породил Умбатарика, породил Атнавала , породил Инзилазара, породил Азрубела, породил Бавиба, породил Азрубата , породил Ломинзира, породил Миналтарика, породил Гимилнара, породил Гимильзира, породил Зидара, породил Зирана, породил Нилузира, породил Фаразира и это был последний король.

О королях Неллора.
Через некоторое время после воцарения Имразора морэдайн пришли в Неллор и стали править в нём. До них в этом городе не было королей, а правил совет из арха и арма. Вот генеалогия королей Неллора, как я нашёл её в книгах:
Рбау-Кен-Нуфрат (Безродный Пёс) породил Кера, породил Кхо, породил Мелека, породил Кана, породил Уруга, породил Урe, породил Урията, породил Эрухина, породил Эрубела, породил Абара, породил Караба, породил Дулгухау, породил Сафдана.
Дулгухау был последним королём. Сафдан-же стал мудрецом и учился в Наланде. Дулгухау назвали так, потому-что его волосы были черны как вороново крыло. Он сразился в двух битвах с северянами, потерпел поражение и , осаждённый в Неллоре , покончил с собой.


О королях ГвиЛлаура.
В ГвиЛлауре правили короли арайя. Локе Сарпант(16) заманил знатных людей ГвиЛлаура на богатый пир и перебил всех .Сатре научил его.
Локе Сарпант породил Азулагана, породил Азгаранзира, породил Азгаранбела, породил Аганзира, породил Игмила, породил Аганбела, породил Нара, породил Нулузира, породил Зигура, породил Азуларуна, породил Алхаллора, породил Тубала, породил Сатрабела, породил Таргона.(17)
Таргон был последним королём морэдайн из ГвиЛлаура. Он правил всего два года и погиб в ожесточённой битве с северянами, взявшими ГвиЛлаур и предвашими его раззорению. Все храмы были разграблены и разрушены, как рассказывает Книга Морэдайн Гвалиора.

Были и другие правители, которые не считались королями и подчинялись королям морэдайн либо просто правили своими уделами. Большая часть книг, повествующих об их деяниях погибла. Всё-же можно сказать, что большинство этих морэдайн жило вдоль берега моря. В устье Истарны есть небольшой островок, на котором видны развалины крепости. Арайя называют их Ллех Иммани. Нет сомнения, что крепость построили морэдайн, но кто они были и почему крепость заброшена—неизвестно. Некоторые крепости были разрушены тарками, некоторые оказались под властью арайя . Морэдайн живут на острове Адрос, но у них нет короля. Я сам был на этом острове и беседовал с тамошними морэдайн, они называют себя в просторечии „кадарлай“(18). Мне рассказывали, что на этом острове никогда не было короля, но правил совет знатных людей, как это иногда бывает у арайя. К югу есть и другие гавани и острова, в которых мне побывать не удалось, но я разговаривал с этими морэдайн, когда они приплывали в Арк-Исмар торговать.

Ещё меньше известно о тех, кто отважился отправиться вглубь Азула. Из Книги Гвалиора следует, что морэдайн долгое время правили Азулом, от Истарны до Рани. Они враждовали друг с другом и с королями арайя и были перебиты северянами, либо вынуждены были бежать. Наученные тарками северяне жестоко истребляли морэдайн и некоторые арайя помогали им.

О королях арайя и тариках нарду.
О королях арайя , особенно о королях древности, мне рассказывали арха. Генеалогий этих королей нет, ибо арха, в своём невежестве не ведут их и не делают исторических записей, как морэдайн, но только бормочут или невнятно напевают себе под нос. Вместо точных сведений они рассказывают сказки. Арха, насколько вообще можно им верить, утверждают, что все кроли Азула происходят от Индигета, который, якобы, привёл арайя с севера и разрушил горные крепости каких-то местных племён. У Индигета был сын Рекаран(19), который ходил по всей стране и убивал чудовищ. И этот Рекаран, якобы научил арайя рукопашному бою. И всё это происходило задолго до падения Острова. Но людей тогда было очень мало и они жили намного дольше чем теперь ( по мере того как растёт число людей боги уменьшают срок их жизни). Индигет был якобы вообще бессмертен, а Рекаран прожил тысячу лет и сражался в тысяче битв. У Рекарана были сыновья: Гвау, Леравулуан, Неллор и Ллакх. Они стали основателями городов, причём Гвау основал ГвиЛлаур (Волчий камень), Леравулуан основал Арк-Луан, а Ллакх—Торговый Остров. А Неллор основал Арк-Неллор, который сейчас называется просто Неллор. От этих то правителей ведут свой род все короли Азула, которые суть арайя. Те, кто нарду—от Анеда и Атлема. Главным городом Азула арайя считают ГвиЛлаур, где сходятся все дороги. Сперва там правили потомки Гвау ( вот почему у них на знамени волк), за ними—морэдайн, за ними—нарду и за ними—снова потомки Гвау, которые при Локе Сарпанте бежали на юг, а потом вернулись. Тарик нарду подчинился им, но нарду сохранили все свои порядки. В ГвиЛлауре у них как-бы город в городе. Одеждой и оружием они также отличны от арайя: носят саронг поверх штанов и шёлковую рубашку с рукавами. Женщины одеваются в особого вида платье, скреплённое фибулами. У каждого нарду есть прямой обоюдострый меч, который они называют skrama или сабля (khandi). Это оружие передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну, и если нарду умирает не в бою, то друзья дают ему меч. Женщины носят украшения арайя, а мужчины никаких украшений не носят. Зато они украшают коней: вплетают им в гривы цветы. Удивительно и то, что их закон запрещает им брать вторую жену, если жива первая. Раньше тарики нарду устраивали собрания (сайбет) на которых решали как им дальше править Азулом. Но по мере того как сходила на нет их власть, собрания устраивались всё реже, а когда тарики подчинились королям арайя, собрания прекратились. Один тарик не наследовал другому, но нарду каждый раз выбирали его, как у нас выбирают капитанов.

О том как морэдайн Арк-Исмара враждовали с тарками.

На протяжении долгих лет продолжается вражда морэдайн Арк-Исмара и тарков Адуна, причём с одной стороны верность и отвага, а с другой: коварство и подлость. Короли тарков много раз подступали к нашему городу, но, если они не прибегали к какой-нибудь подлой уловке им приходилось возвращаться ни с чем. А наши моряки, если нападали на северные берега, всегда честно бились с врагами и, разгромив их, возвращались с богатой добычей домой.
Король тарков Нимрузир осадил Арк-Исмар, когда в городе жил Сафдан. И Сафдан поразил кoрабли Нимрузира молниями. После смерти Сафдана таркам удалось захватить город и король Фаразир погиб. Долгое время тарки правили городом, пока против них не восстал принц Сангахьяндо. Он изгнал тарков и возродил могущество Исмара. Короли получали три реликвии: Рогатую Корону, Меч „Дулгу Аган“ и Раковину Салмара. Незадолго до смерти Сафдана ценности эти были похищены и подменены обычным мечом, обычным шлемом и простой раковиной. Но Сангахьяндо отправился на север и увёз оттуда сокровища и вернул реликвии в Исмар. Весь его род брал себе имена нимри, ибо эти имена приносили удачу.

Кастамир породил Сангахьяндо,породил Ангамайте, породил Араторна, породил Аравала, породил Палантира, породил Фаластура, породил тоже Фаластура, породил тоже Фаластура, породил Арамира, породил Таргона, породил Дамрода, породил Ромендакила, породил Эарнила породил Эарнура. (20)

И это был последний король из рода Кастамира. Тарки заманили его на предательский пир в Арк-Луан и отравили. У Эарнура не было сыновей, и король тарков захватил Арк-Исмар, разгромив флот морэдайн в морском сражении, где на один наш корабль приходилось десять вражеских. Жена Эарнура Соран вела корабли Умбара. Когда стало ясно, что битва проиграна, она схватила меч, корону и рог и бросилась в море. После этого поражения морэдайн держали совет. Было решено попросить о помощи королей арайя и отдать им Арк-Исмар и весь Исамнион ибо даже власть арайя казалась лучше, чем господство тарков. Поэтому морэдайн обратились за помощью к королю Гвалиора, который был тогда верховным королём Азула. Это был Итан из рода Гвау. Так король арайя стал править морэдайн, впрочем он всячески возвышал их, больше чем нарду и друих чужеземцев. И наместника Арк-Исмара он тоже выбирал из морэдайн, из числа капитанов, причём всех знатных морэдайн он приравнял к арма, а всех пармантов—к арха. Таковы были условия, иначе Арк-Умбар сдался бы таркам.

Такова история морэдайн Азула, как я нашёл её в старинных книгах. Раньше правили короли, а теперь их род пресёкся. У тарков тоже нет королей. Очевидно, что сильнейшим народом становятся арайя и люди Острова постепенно утратичивают своё могущество.

ALASSE TAG, ALASSE TAG. ITVARASTA ITO ALASSE TAG.






ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

1.арха—учёное сословие Харада. В противоположность пармантам (книжникам) Умбара не ведут исторических записей.
2.Аган—смерть(адунаик). Бог смерти. Один из четырнадцати главных богов.
3.изинду—верные(адунаик).
4.Автор очевидно не знал их харадских прозвищ: Каллиго и Иммани. Гондорские прозвища этих двух правителей общеизвестны.
5.Азул—восток(адунаик). Умбарское название Харада.
5.2 явный анахронизм
6.Харадское имя Агана.
7.Дословно „руины“ (харадск.)
8.Речь идёт об оромо—пастушеских племенах Южного Харада.
9.Нарду—„солдат“ (адунаик).
10. Король Хьярмендакил завоевал Харад в 1050г. Вместе с гондорским войском он привёл с собой конницу северян. Все „нуменорские“ династии были уничтожены гондорцами, могущество чёрных нуменорцев оказалось подорваным. Многие северяне остались жить в харадских городах.
11. Прибытие магов датируется приблизительно 1000г. В 1015г. Гондорцы захватили Умбар, в 1050г. завоевали Харад. В Хараде часто бывали маги Кано и Сафдан.
12.Союз восточных кочевых племён нападает на Гондор в 1944г. Кочевники обходят Мордор с севера и с юга. Наступление к северу от Мордора гондорцам удаётся отразить с большим трудом
13.буквально „серый“ (харадск.)
14.арха знающий всё Священное Предание и все законы подпоясывает одежду верёвкой с одним узелком.
15.Тайные Союзы или Союзы Сильных есть во всех харадских королевствах. В них входят главным образом воины (арма) поклоняющиеся Агану , реже другим богам. По ночам отряды Тайных Союзов ходят по городским улицам . Если встречаются два отряда двух разных союзов устраивается ритуальный поединок. Поединщики могут биться насмерть или пока побеждённый не запросит пощады. Но если такому отряду встречается чужеземец, его убивают без всякой пощады.
16.Дословно: Дракон-Змей. Сарпант—харадское слово, а Локе—нуменорское.
17.Имена многих умбарских королей „морские“: Шагающий-по –Волнам, Буря, Владыка Берегов итд. Имена королей Неллора неизвестны авtору—вместо них даны прозвища: Безродный Пёс, Хват, Чёрный Ворон итд. Имена многих королей Гвалиора так или иначе связаны со смертью, колдовством или войной: Восточная Смерть, Любимец Агана, Звёздный Знак, Колдун, Войнолюб итд. Последние имена харадского а не нуменорского происхождения. Смешаное имя: Сатрабел: Любимец Сатре.
18. горожане (адунаик)
19.журавль (харадск.)
20.Генеалогия неверна.

МАРАННЕ И ЛЕШИЕ
(рассказчик—воин из племени оромо)
Из деревни стали пропадать вещи. Потом кто то сломал ограду и увёл ночью телёнка. Потом у коров пропало молоко. Не иначе как проделки онхо, решили все. Это было на краю степи и рядом уже начинался лес. «Кто пойдёт в лес и поймает онхо?»
«Я пойду»--вызвался один старейшина. Рано утром он взял оружие и ушёл из деревни. Через лес, через лес, через лес.
И пропал. Больше его там не видели.

Тогда несколько воинов собрались вместе. «Воины мы или не воины?! Убьём онхо!» Они очень хорошо вооружились, взяли припасов на несколько дней и пошли в лес где жили онхо. Долго они шли: через лес, через лес, через лес.
--Смотрите! Кто лежит там, на тропе?!
--Наш старейшина!
--Это был мой отец!
--Это был мой брат!
--Это был мой друг!
--Смерть онхо! Смерть!
И снова пошли. Через лес, через лес, через лес. Лес был какой то странный: всё больше мёртвых деревьев, птицы перестали петь. Вдруг деревья расступились. Посреди поляны стоял дом онхо. Его окружал частокол и на каждый кол был насажен коровий череп. Но ворота были открыты настежь. Воины вошли во двор. Было очень тихо.
«Эй хозяин, выходи хозяин!» закричали они. Тогда из дома послышалось ворчание и в дверях появился огромный чёрный онхо. Он был на две головы выше самого высокого человека.
«Кто меня беспокоит и спать не даёт!» заревел он. Маранне мог убить врага одним ударом, но и он понял, --не справиться. Э, силой не возьмёшь его.

«Дядюшка онхо, давай танцевать»--он предложил.
Воины всё поняли и запели весёлую песню. Сейчас же онхо начал танцевать! И все остальные тоже закружились в пляске!
На шум вышла жена онхо. Она была огромного роста, с жутким чёрным лицом.
«Кто меня беспокоит и спать не даёт!» заревела она.
«Тётушка онхо, давай танцевать»--Маранне предложил. И воины снова запели.
И люди и оба онхо закружились в пляске! И вдруг Маранне подскочил к онхо и пригвоздил его к стене дома ударом копья. А другой воин метнул копьё— ударил прямо в сердце жене онхо. Оба онхо умерли и воины опустили оружие. «Ну, теперь посмотрим, что они прячут в доме». И вдруг—О!—из дверей дома быстро выбежали два детёныша онхо. Они опрометью бросились в лес. «Держи их! Лови! Бей!» закричали воины. И в погоню! Но не догнали. А жаль, потому что от этих детёнышей произошли другие онхо. Конечно, воины избавили своё племя от напасти, но потом, когда онхо расплодились в лесу, пришлось сниматься с места и откочевывать на север. Это было племя Белых Мечей, и его как раз перебили воины из племени Быков. Но история осталась. И люди с тех пор говорят: «Он хитёр как Маранне, обманувший онхо».



О ТОМ КАК ПОЯВИЛИСЬ ОРОМО
(рассказчик—шаман из племени оромо)
Первым из людей был Ити и у него было две жены. От старшей жены родился сын Оромай, от младшей тоже сын—Рекаран. Ити жил очень долго, но вот он почувствовал приближение смерти и призвал к себе сыновей, чтобы поделить между ними всё своё богатство. «Какое добро ты хочешь получить, Рекаран?» спросил он младшего сына.
«Известно какое»--ответил тот «скот, чтобы прокормиться и твоё славное оружие, чтобы отбиваться от врагов.»
«А ты , Оромай, чего хочешь?»
«Отец,» отвечал Оромай « мне бы на память твою мухобойку из коровьего хвоста.»
«Молодец»--похвалил его Ити. «Ты будешь великим вождём и славным воином. А ты, Рекаран, будешь богатым человеком, только и всего.» И он раздал сыновьям своё добро, как они просили: Рекаран получил все богатства, а Оромай мухобойку из коровьего хвоста.

Вскоре после этого Ити умер. Какое то время сыновья жили вместе, но матери поссорили их, потому что они были из разных племён. И Рекаран прогнал Оромая и его мать и те отправились на юг. По дороге Оромай убивал стрелами разных зверей и этим они кормились. Долго они шли через пустынные земли,и, наконец, пришли в большую привольную страну. И встретился им лесной царь Хатиман.
«Здравствуй, дядюшка Хатиман»--сказал Оромай. «Разрешишь ли нам, бедным изгнанникам, остановиться в твоей земле?»
«Разрешить то разрешу» ответил Хатиман «только знайте: здесь живёт свирепый онхо. Он сьел всех людей и весь скот. Берегитесь его!»
«Ну, это не беда» говорит Оромай. « Я убью его одним ударом.»
«Нет,» возразил Хатиман «просто так его не убить. Сделай вот что: как увидишь онхо, залезай на большое дерево и стреляй в него. Я намажу твои стрелы ядом, иначе ты его не одолеешь.» И тут затряслась земля и полышался громкий рёв. Это был онхо! Он почуял людей и решил поохотиться на них. А земля тряслась под его ногами. Но он не знал, что Хатиман отравил стрелы Оромая. И вот Оромай залез на дерево и стал дразнить онхо и вызывать его на бой. Онхо подбежал к дереву и принялся рубить его топором, а Оромай поражал его отравленными стрелами. Наконец, израненый онхо свалился, и Оромай спустился на землю. К нему подошёл Хатиман и сказал: «Теперь отруби ему пальцы левой руки, и появятся люди». Оромай так и сделал и появились люди. «теперь, отруби ему пальцы правой руки и появится скот.» Оромай так и сделал и появился скот. «Теперь отруби ему голову и появится человек» сказал Хатиман. Оромай так и сделал и появился человек.
Так Оромай стал вождём людей, появившихся из руки онхо. А человек, который вышел из головы онхо стал колдуном. Прошло время и Оромай решил отомстить младшему брату и собрался пойти войной на него. «Не ходи воевать»--говорил ему шаман. «Дождись лучше удачного времени.» Но Оромай не хотел ждать. Он собрал воинов племени и пошёл на север. Вдруг дорогу им преградили люди в чёрной одежде. Воины Оромая стали пускать в них отравленнные стрелы, но стрелы не причиняли никакого вреда. А чёрные люди тоже стали стрелять, и их визжащие стрелы пробивали тела воинов насквозь. Тогда воины Оромая подошли поближе и метнули копья и булавы. Копья и булавы отскочили от чёрных людей, не причинив им вреда. Тогда воины Оромая стали рубить чёрных людей мечами и тут оказалось, что их враги с ног до головы железные—поэтому их никакое оружие не брало. И тогда они вспомнили предсказание колдуна и отступили, и вернулись в свою страну, правда, в этом бою многие погибли. Откуда же взялись железные люди? –Их призвала мать Рекарана, которая умела колдовать. У неё было волшебное зеркало и в нём она видела откуда наступают оромо. Но когда она умерла, это колдовство, к счастью, забылось и воины оромо стали нападать очень удачно. Это и было то время, о котором говорил их колдун.
Вот так от Оромая произошли пастухи оромо, а от Рекарана произошли северяне, жители крепостей. А мухобойка Ити хранится до сих пор у верховного колдуна оромо.




















PARMA IN LOKE
(шизоидный текст в жанре рефлексии)

Я Нулузир из рода славного Иммани, известного так же как Ар Аттар переписал эту историю о Локе Сарпанте из Книги Гвалиора для Азрубела, величайшего из бессмертных и смертных правителей Исамниона и всего Азула. Я совершил это для того, чтобы слава деяний древности не померкла в веках и чтобы неумолимый ход истории...

Я Михаро сын Дамвро из Арк Исмара записал эту историю вместе с сочинением Гимильзира и сладостными стихами Исанкара для Андаль, дочери Алхаллора. История эта, впервые переведена мною с языка кадарлай. Её пересказывал мне нарду Марах со слов Гимильзира из Арк Исмара, который ссылался на Азрафэль, прочитавшую эту повесть в книге Азрубела. Книгу эту написал Нулузир из рода Иммани, хранивший у себя копию старинной книги Гвалиора, в которую были записаны деяния древних кадарлай, когда они ещё были народом кораблей. Я старался избегать всего сложного и вычурного и, по мере сил, сделал эту историю доступной и простой. Многое кажется мне странным или невероятным. Ведь каждый знает, что кадарлай пришли с пяти островов, а не с одного и что Аган никак не мог помогать им. Никто никогда не видел летающих кораблей и никакая стрела не пробьёт несколько человек зараз. И уж конечно даже с самой высокой башни Арк Исмара не разглядеть ни Кайя ни Навау. Впрочем, все эти чудеса я оставил такими как они были и не стал ничего исправлять и менять, потому что они весьма занимательны и необыкновенны.
Itvarasta. Alasse Tag, alasse Tag.

Когда то, очень давно, во времена Золотого Короля, на Острове Кораблей жил богатый человек по имени Нарика. Он приходился Золотому Королю дальним родичем и был во всём ему верен. У Нарики было четверо детей: трое сыновей и дочь. Вот как звали сыновей: Зидар, Таргон и Абар. Вот как звали дочь: Эллети. Зидар и Таргон были набожными людьми и при этом они были беззаветно преданны королю. А Абар и Эллети не были верны Королю, не почитали богов и никогда не бывали в храмах. Нарика был смелым человеком и Золотой Король часто поручал ему важные дела и отправлял его в Азул, собирать дань с арайя. Когда выросли Зидар и Таргон, они тоже стали предводителями кораблей и во всём помогали отцу. Зидар славился повсюду своими победами. Он плавал на собственном корабле украшеном головой змея. Корабль назывался Локе (Змей) и поэтому самого Зидара стали звать Локе. Арайя называли его на свой лад: Сарпант. Иногда его величали Локе Зидар или Локе Сарпант. Его называли так не зря, ибо он был хитёр и проворен словно змей и разил словно змей. Когда Нарика стал стар и отошёл от дел, Золотой Король сделал предводителем кораблей Локе. Таргон во всём помогал брату и часто ходил с ним в походы в страны Азула, пока не женился на Авалле—девушке из очень знатного рода. Локе стал редко бывать на Корабельном Острове и его сердце оставалось холодным. Дети Нарики уже не были дружны, потому что Абар и Эллети стали сторониться Локе, но Таргон и Авалле ещё принимали в своём доме всех. «Брат мой,» смеялся Таргон «променял мир и спокойствие Корабельного Острова на ужасы дикого Азула.»
« Видно, Остров больше не мил тому, кто слышит зов Востока» усмехаясь отвечал Локе. Ни разу он не взглянул на Авалле и ни разу не заговорил с ней.

Уже приближалось злое время. Люди острова стали очень горды и больше не чтили богов, только над Башней Агана курился дым. Совсем немного оставалось верных, потому что предатели развратили народ. Чёрные тучи часто собирались над королевской столицей, гремел гневный гром и ужасные молнии разили людей на улицах и площадях. Вожди мятежников стали сильны и открыто грозили королю. Вот как звали этих вождей: Инзиладун и Нимрузир. Конечно, Золотой Король мог казнить их, но он не хотел убивать своих родичей, ибо оба вождя происходили из королевского рода. Их оплот был на западе Острова. Там они собирались во дворце Нимрузира. И Нарика породнился с этими мятежными людьми, он выдал за Нимрузира свою дочь Эллети. Одиноко было ей в этой западной крепости, окружённой лесами. Все люди говорили там только на языке Нимри. Впрочем Нимрузир разговаривал с женой на языке Острова, ведь никто из предателей не знал, что Эллети понимает их речь.

Как было добыто золотое яблоко?
А вот как:
Однажды в арк Нимрузира собрались приехать другие западные князья и женщинам было велено приготовить ягону. Вечером сьехались знатные арма, союзники Нимрузира, и они сели в Зале Оружия пить ягону и обсуждать свои мятежные планы.
«Кто будет прислуживать нам, и разливать священный напиток?» спросил Инзилад.
«Моя жена» ответил на то Нимруз.
«Добро!Добро!» сказали все.
Так Иллити пришла в Зал Оружия и подавала ягону, а арма Нимруса вели при ней важные разговоры.
«Пришла пора нам взять власть в королевстве.» Сказал Немрус.
И тогда слово взял Инсилад. Это был великий провидец и волшебник. И он сказал вот что:
«Не бывать тому» так он сказал «чтобы ты, Нимрус, стал королём».
«Как так?»
«А вот как:
В самой середине Корабельного Острова стоит одинокая гора Минал-Тар. Высокая величавая вершина её, ослепительно светлая, словно свежий снег, в белых облаках теряется, вспучеными тучами укутана. И огромные орлы кружат вокруг горы, они берегут-стерегут, хранят-сторожат, и никто не взойдёт на высокую великую вершину без ведома этих страшных стражей.»
«Что же стерегут орлы?» спросили все арма.
«А вот что» отвечал Инсидал «На самой вершине горы есть единственное дерево, светлое словно серебро. Нимри посадили его. И предрёк праведный пророк, что покуда
стоит это дерево, будет стоять и Остров Кораблей и будет править на нём Род Королей.
На дереве этом растёт один единственный плод—золотистое яблоко. Кто отведает этот плод тот возьмёт всю власть и сделается королём.»
«Я сорву золотой плод и срублю белое дерево!» вскричал Нимрос. «Светлой саблей своей изничтожу я род королей и стану править Островом Кораблей!»
И тогда все арма заревели как львы и забряцали оружием.
«Веди нас! Веди!» кричали они. «Добудем головы врагов!»

И никто из них не знал, что Иллит понимает их язык. А у неё был учёный скворец, этот скворец знал человеческую речь. Иллит послала скворца к своим братьям, (они жили на востоке острова, а скворец жил на западе острова) и сложила об этом такую песню:

Иллит:

Птица милая, лети
Из золочёной клети.
Пусть узнает добрый брат:
Недруги козни строят.

Предсказатель Инсидал
Убить короля задумал.
Полон гнева и угроз
Муж мой, мятежный Нимрос.

Он собрал к себе сперва
Арха и славных арма.
На совете решено
Биться с врагом бесстрашно.

На защиту короля
Встанут родные братья.
Отправляю к ним скворца:
Лети милая птица!

Птица:

Прилечу я в те края
Где живут твои братья.
Лучше всякого гонца
Предупредит их птица!


После этой тревожной вести Локе ни говоря ни слова вышел из дома Таргона, скрыв под одеждой оружие. Он поклялся добыть золотой плод или погибнуть. А между тем королевский сад хорошо охранялся, потому что на Корабельном Острове было и такое поверье—тот кто отведает яблоко из королевского сада, тот станет королём. Теперь ты понимаешь, Андаль, почему Локе принёс такую клятву. Глубокой ночью он тайно проник в королевский сад. Была поздняя осень, листья уже облетели с волшебной яблони, и лишь один единственный золотой плод поблескивал среди её ветвей. Локе быстро сорвал чудесное яблоко и бросился прочь. Но тут воины охранявшие сад подняли тревогу. Однако Локе выхватил меч и, убивая направо и налево выбежал из сада и скрылся. Никто не узнал его. Ужасно разгневался Нимрузир, когда услышал, что золотой плод похищен. Он обьявил большую награду за голову смельчака, укравшего чудесное яблоко. По совету Инзиладдуна древнее дерево срубили и сожгли его на костре. И когда было совершено это святотатство, весь город окутался дымом. Вдруг разразилась страшная гроза, раздались раскаты грома, и молния ударила в королевский дворец, где пировал со своими проиближёнными Нимрузир, и рассекла серебряный купол дворца. Впрочем, сам узурпатор остался жив. Он уже возомнил себя равным богам и приказал вынести из храма изображение Торона и разбить его на куски. «Он ударил первым» сказал этот отступник « а теперь ударю я.» В это чёрное время люди Нимрузира веселились и ликовали, празнуя победу, но молчали верные и страшились гнева богов. В городе стало тревожно.
Был осенний вечер, хлестал холодный дождь, вдалеке раздавались раскаты грома. В этот вечер в дом Таргона и Авалле явились некие люди в серой одежде. Они назвались друзьями Локе Сарпанта, прибывшими к нему с важным поручением. Локе всё ещё оставался в доме брата, непогода мешала ему выйти в море и плыть в Азул. Он приносил жертвы Сатре и другим богам, ожидая от них помощи.
Гости прошли в трапезную и сели у очага. И им были поданы всевозможные яства и пьянящие напитки. «Почтенные гости, кто вы, и с чем вы пришли в мой дом?» спросил их тогда Таргон.
«Знай, человек, я бог Сатре, которого в вашей земле зовут Аган» ответил тогда гость, казавшийся важнее и старше прочих. «А это—мои вечные спутники, бессмертные с горы Сорн. Я пришёл предупредить тебя и твоего брата о том, что острову грозит беда. Я, посланник богов, должен поразить смертью Корабельный Остров, но ты, изинду (верный) будешь спасён. Собери тех немногих, что ещё верны, садись на корабль и плыви на восток, в Исамнион.»
Alasse Agan, Alasse Agan!-- воскликнули Таргон, Локе и Авалле. И тут серые странники взвились вверх и растаяли как дым.
«Вот знак, которого мы ждали» сказал брату Локе. «Непогода скоро утихнет. Собирай же верных людей и садись на мой корабль.» И он не выдал своих тайных мыслей ни словом ни жестом.

Вскоре шторм утих и повеял попутный ветер. Немногие верные взошли на корабль вместе с людьми Локе. Они очень спешили, ибо опасались, что узурпатор заподозрит неладное. И когда они уже готовы были отплыть из гавани, Локе вдруг обратился к Таргону: «брат» сказал он, «мы собирались так поспешно, что я позабыл свой славный меч, что достался мне от отца. Поскорее ступай домой, возьми его из оружейной комнаты и возвращайся на корабль. И когда Таргон сошёл на берег и опрометью бросился к дому, Локе Сарпант вдруг закричал своим людям: «Чего мы ждём?! Чего?! Поднимайте парус! Быстрее отчаливайте и беритесь за вёсла!» Так они отчалили и отплыли от берега и Авалле досталась Локе Сарпанту.

Таргон сел на другой корабль верных, уходивший в Исмар. Едва этот корабль отплыл от берега, как поднялась огромная волна и захлестнула Корабельный Остров, на котором оставались одни неверные безбожники, преступники и злодеи. Все они погибли испытав на себе гнев тех самых богов, в которых отказывались верить. А корабли немногих верных, предупреждённых Аганом, та же могучая волна подхватила и вынесла к берегам благодатного Азула. Так наши предки пришли в Исамнион и другие страны. Со временем они стали называть себя «кадарлай» что значит «жители крепостей», ибо по берегам Азула они построили множество крепостей. Ещё они по праву называли себя «изинду» что значит «верные». Они принесли с собой три сокровища: Чудесное Яблоко, Меч Агана и Трон Золотого Короля. Кто владел этими тремя сокровищами, тот получал главное сокровище, что было превыше трёх: Корону Азула. Но об этом рассказано в других историях, а мы вернёмся к Локе Сарпанту.
Его корабль, который назывался «Ирилоке» был выброшен на берег Исамниона, неподалёку от Арк-Исмара, где сидели князья Каллиго и Иммани. Никто из людей Локе не пострадал, но корабль был разбит. (До сих пор это место зовётся Сатран Сарпант (Могила Змея)). Дружинники Локе отпилили носовое украшение в форме змеиной головы и собирались идти в Арк Исмар, просить помощи у двух князей. Однако, пока они собирались в дорогу, показался парус одинокого корабля. Это был корабль Таргона! С отрядом вооружённых сошёл он на берег и повёл своих людей на лагерь Локе. А дружиники Локе, испытанные в битвах с арайя, тоже взялись за оружие и спокойно и бесстрашно ждали нападения. Ещё немного и начался бы бой, в котором погибли бы лучшие из верных. Бог Сатре не мог этого допустить. В последний миг он появился вдруг между рядами и остановил схватку.
«Стойте!» воскликнул Сатре. « Слишком мало вас осталось, верные, чтобы убивать друг друга. Пусть Таргон и Локе сразятся в поединке, а прочие пускай опустят оружие.» Услышав такие слова Таргон пошёл на Локе, вооружённый его собственным мечом.
« Дайте мне оружие, друзья» сказал Локе своим воинам и его слуга Рабан подал ему меч. Но братья сражались недолго, потому что мало кто мог устоять перед мечом Агана (а это и был меч Локе). Таргон выбил оружие из рук брата, поверг его на землю и занёс над ним меч Агана. «Пощады, брат!» закричал Локе. Ничего не ответил ему Таргон.
Но он вложил меч в ножны и быстро зашагал к своему кораблю, дав знак своим спутникам следовать за ним. Они сели на корабль и поплыли прочь. Таргон держал путь на юг. Он достиг острова Адрос, который теперь зовётся Адалар и построил там, по обыкновению кадарлай, крепость Арк-Таргон. Эта древняя крепость стоит и поныне и там живут потомки изинду, приплывших на его корабле.
Как ты думаешь, Андаль, правильно ли поступил Таргон? По моему он повёл себя глупо. Ему нужно было убить Локе и вернуть себе жену. Тогда дружинники Локе, присоединились бы к его людям и с такой силой он мог совершать великие дела. А что он? Отвернулся от удачи, которая сама шла ему в руки. Он стал князем маленького острова, а мог бы, пожалуй, завладеть всем Азулом и захватить огромные богатства.

Локе привёл своих людей в Арк Исмар, надеясь договориться с его князьями. Там собралось уже немало верных. Каллиго и Иммани хорошо встречали их, поскольку с помощ\ю этих новых людей они рассчитывали покорить весь Восток.


























в пустыне. Эта пустынная земля называлась «ха аваро».Когда то здесь проходило племя аварау. Началсь песчанная буря и разметала путников. Они принялись кричать «Ха, аваро! Ха, аваро!» пока все не погибли. И вот через эту то пустыню шёл теперь Локе Сарпант, и он сам и все его люди очень страдали от жажды. И Рабан отыскал немного воды и принёс её в своём шлеме для короля, склонившись до земли. И Локе Сарпант принял этот шлем из рук слуги. Не по нраву это пришлось людям с Острова и один из них выбил шлем из рук короля и вода пролилась на землю и ушла в песок. Все были поражены этим поступком, но король перенёс оскорбление молча.
клятву. Поздно ночью он тайно проник в королевский сад и, сорвав золотой плод бросился прочь. Но


Да, так будет. Но знай, как только настанет утро и пропоёт петух, всё твоё войско превратится в дым.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Olmer
сообщение 12.5.2008, 19:30
Сообщение #8


Бывалый
***

Группа: Участники
Сообщений: 99
Регистрация: 19.11.2007
Пользователь №: 205



Круто! good.gif Аффтар, пиши исчо!
З.Ы.
Не всем известно, что морэдайн происходят с Острова называемого теперь Акаллабет ибо много лет назад остров этот погрузился в пучины моря. Произошло это потому, что его жители перестали поклоняться богам и забросили их храмы, предаваясь праздности.

Интересно, откуда Гимильзир это взял? Вообще-то как раз в раннем Нуменоре и не было храмов. Первым храмом стал как раз Храм Мелькора вроде бы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Мимохожий__*
сообщение 14.5.2008, 14:04
Сообщение #9





Гости






(Olmer @ 12.5.2008, 19:30) *
Круто! good.gif Аффтар, пиши исчо!
З.Ы.
Не всем известно, что морэдайн происходят с Острова называемого теперь Акаллабет ибо много лет назад остров этот погрузился в пучины моря. Произошло это потому, что его жители перестали поклоняться богам и забросили их храмы, предаваясь праздности.

Интересно, откуда Гимильзир это взял? Вообще-то как раз в раннем Нуменоре и не было храмов. Первым храмом стал как раз Храм Мелькора вроде бы.


И с этого времени прошло больше двух тысяч летsmile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Аллор
сообщение 14.5.2008, 20:04
Сообщение #10


Недомайа
***

Группа: Админы
Сообщений: 5780
Регистрация: 14.5.2004
Из: Ангамалле
Пользователь №: 4



Ух, целое собрание сказаний, зараз и в голове не укладывается (порой беда у меня с эпосамиsmile.gif)... И интерпретация все же очень любопытна. Ладно, храмы в нуменорэ, ладно, происхождение "тарков", но и прочее... Все же, откуда появилась концепция?
На Вейрд прошу не кивать, каждый за свое сам объясняетсяwink.gif smile.gif)))
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Petya
сообщение 15.5.2008, 13:52
Сообщение #11


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 7
Регистрация: 16.4.2008
Пользователь №: 239



(Аллор @ 14.5.2008, 21:04) *
Ух, целое собрание сказаний, зараз и в голове не укладывается (порой беда у меня с эпосамиsmile.gif)... И интерпретация все же очень любопытна. Ладно, храмы в нуменорэ, ладно, происхождение "тарков", но и прочее... Все же, откуда появилась концепция?
На Вейрд прошу не кивать, каждый за свое сам объясняетсяwink.gif smile.gif)))


Мне кажется, "концепция" слишком серьёзное слово для всей этой,...этого... rofl.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Аллор
сообщение 26.5.2008, 0:57
Сообщение #12


Недомайа
***

Группа: Админы
Сообщений: 5780
Регистрация: 14.5.2004
Из: Ангамалле
Пользователь №: 4



Концепция - наше всеsmile.gif *прошу прощения, в сети не бываю, до сих пор внятный ответ написать не могу...*
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Fast ReplyReply to this topicStart new topic
16 чел. читают эту тему (гостей: 16, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия    Сейчас: 5.2.2025, 22:47