![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 1321 Регистрация: 13.4.2006 Пользователь №: 77 ![]() |
Один из взглядов на историю Куивиэнена
Эльфийская история от Пробуждения до Великого Похода. Власть и её носители. В данной статье вниманию доброжелательного, а ещё больше недоброжелательного (ибо в споре рождается истина) читателя будет представлен один из взглядов на «вечный вопрос» - о Пробуждении Эльфов и первых годах их истории. Важнейшим источником информации об этом служит идея власти у Квэнди, поэтому первая часть данной статьи будет содержать базовые сведения о правителях эльфов и членах их семей в рассматриваемый период истории – то есть констатацию фактов, известных нам из разных текстов. Вторая часть - возможное развитие событий в период от Пробуждения до Похода (то есть в отличие от первой будет содержать только один из возможных взглядов на проблему). В первую очередь определимся с терминологией: эльфы, которые проснулись у вод Куивиэнена, будут именоваться Пробудившимися, а все их потомки – Рождёнными. Слово «год» обозначает валинорский год, если не указано иное. I.Данная часть делится на два раздела. Это связано с тем, что о первых годах существования Квэнди мы знаем из двух источников: первая точка зрения изложена в Квэнта Сильмариллионе, Анналах Амана, Серых Анналах итд. Вторая – в той части «Квэнди и Эльдар», которая известна как Легенда о Пробуждении или Куивиэнйарна. 1. По данным Сильмариллиона мы знаем о существовании трёх народов Квэнди: Ваниар, Нолдор и Тэлери. Во главе первых двух во времена Великого похода стояли соответственно Ингвэ и Финвэ. Число эльфов третьего народа было столь велико, что во главе него стояли два брата-предводителя: Эльвэ и Ольвэ. А) Самой загадочной личностью, несомненно, является Ингвэ Ингверон, так как он никогда не покидал Аман. Сведения о его родственниках ещё более скудны и отрывочны, чем о нём самом. Так, в «Истории Финвэ и Мириэль» утверждается, что у него была сестра по имени Индис, которая впоследствии стала второй женой короля Нолдор. В «Шибболете Феанора», напротив, дважды упомянуто, что Индис была его племянницей (дочерью сестры). В том же «Шибболете» подчёркивается, что «Когда Арагорн, который был дальним потомком Элроса, женился на Арвен, заключив тем самым третий союз Эльфов и Людей, все три королевские линии Высоких Эльфов (Эльдар): Ингве, Финве, Олве и Эльве, были объединены и остались в Срединных Землях только в его потомках…»(примечание 53), причём об Арвен сказано так: «Она не была прямым потомком Ингвэ, но ее праматерь Индис была (в более ранних текстах) сестрой Ингвэ или дочерью его сестры» (ibidem). Из этого следует основной вывод: сестра у Ингвэ была, и для данной работы неважно, была ли это сама Индис или её мать. Тезис об «объединении кровей» является немаловажным для Толкиена: он звучит и в других текстах (в том числе во «Властелине Колец»), поэтому и здесь не является случайным. Он позволяет подтвердить особую роль потомков Арагорна в последующей истории и их исключительное, избранное положение. О существовании у Ингвэ жены говорится только один раз, в «Поздней версии истории о Финвэ и Мириэль», когда Финвэ обращается к Манвэ с такими словами: «Я обездолен. У одного меня среди всех Эльдар нет жены, и не могу я надеяться породить иных сыновей, кроме одного, и дочери нет у меня. А Ингвэ и Ольвэ зачинают многих детей в блаженстве Амана». Даже её имя неизвестно, что же касается «многих детей» то с уверенностью говорить можно о существовании одного - Ингвиэля-Ингвиона, «принца всех эльфов» (Анналы Белерианда из книги V «Истории Средиземья», год 547 – хотя «Потерянные сказания» упоминают также Ингила – строителя башни на Тол Эрессэа и ещё одну наследницу Ингвэ – королеву Мерил-и-Туринкви). Косвенно в пользу родства Ингвэ и Индис говорит также сходство имён (inga+wё и inga+nissё – то есть «высокий, относящийся к наивысшему»+суффикс субъекта в первом случае и «женщина» - во втором). Б) Семья Финвэ наиболее известна, поэтому нет нужды пересказывать здесь всю её историю. Родители или родственники его первой жены Мириэль неизвестны – можно лишь сказать, что она была из Нолдор. Об Индис было сказано выше. В) С родственниками Эльвэ наблюдается наиболее сложная ситуация. Во-первых, это Ольвэ, но помимо него, «Неоконченные сказания» упоминают ещё одного брата – Эльмо, деда Келеборна и Нимлот, жены Диора. Главная сложность состоит в том, что об Эльмо говорится только в одном из вариантов «Истории Галадриэль и Келеборна», в другом же Келеборн – внук Ольвэ, поэтому в существовании третьего брата можно усомниться. Поскольку, как было сказано в начале статьи, часть I будет содержать только пересказ фактов, вероятность этих версий рассматриваться здесь не будет. Другая странность состоит в том, что в качестве родственников (kins) Эльвэ упоминаются также Эол (Сильмариллион, глава 16) и Новэ-Кирдан. О последнем говорится в двух источниках – «Квэнди и Эльдар» (причём здесь упомянута даже «семейная черта» - волосы серебристого оттенка) и в «Последних текстах», где подчёркивается, что он был родичем и Эльвэ, и Ольвэ (sic!). Тем не менее, сам характер этого родства не уточняется – с уверенностью можно лишь сказать о том, что он не был им братом – так как нельзя усомниться, что в противном случае о нём говорилось бы как о брате короля. Эльвэ, Ольвэ и Кирдан напрямую упоминаются в числе участников Великого Похода (Кирдан – в примечании 29 к «Последним текстам», где говорится, что он строил корабли лучше всех Тэлери ещё на берегах «моря Рун» - то есть Хэлкара). Относительно Эола с уверенностью говорить нельзя – если он действительно происходил из Авари, то в Белерианд он пришёл намного позже, но существует и такое утверждение:«In the depths of the wood he lived and shunned the sun, desiring only the starlight of old; for so he had dwelt since the first finding of Beleriand, and took no part in all the deeds of his kin» (Серые Анналы год 316).Что касается семейного статуса, то у Ольвэ он в этот период времени не указан, а относительно Эльвэ, Эола и Новэ можно утверждать, что они были холосты (ни в одном тексте не упоминается жена или дети Кирдана). 2. Как было сказано выше, информация непосредственно о Пробуждении известна нам из Куивиэнйарна. По данным этого текста, в 1050 году эпохи Древ первыми среди всех Квэнди пробудились трое, которые с изобретением языка нареклись Имин, Тата и Энель («Один», «Два», «Три»). Немного позже пробудились и их жёны – Иминье, Татиэ и Энелье. Затем они нашли ещё шесть пар Квэнди, которые стали спутниками Имина, девять – спутниками Таты и двенадцать – спутниками Энеля. При этом Имин заметил, что с каждым разом они находят всё большее количество Пробуждённых, благодаря чему следующие восемнадцать пар эльфов были выбраны Татой, а двадцать четыре – Энелем. Имин продолжил поиски, но больше никого не нашёл, поэтому всего Пробуждённых было 144 – из них 14 были Миньяр, 56 - Татьяр и 74 – Нельяр. II. Итак, как нам известно, Эльфы пробудились в 1050 году эпохи Древ. В 1080 году их нашли шпионы Мелькора, в 1085 - случайно встретил Оромэ. В 1086 на совете Валар решено, что вокруг Куивиэнена должна быть установлена охрана в связи с войной против Мелькора. В этот период времени о Квэнди ничего не известно, но уже в 1102 году трое из их числа – Ингвэ, Финвэ и Эльвэ отправляются в Аман, живут там некоторое время, и, преисполнившись восторга и восхищения, убеждают остальных идти в Валинор. В 1105 происходит разделение Квэнди на Эльдар и Авари, и начинается Великий Поход. Все указанные здесь промежутки времени – это годы Древ, однако в Анналах Амана точно указано, что от Пробуждения до первой встречи эльфов с Оромэ прошло 35 валинорских или 335 солнечных лет – то есть соотношение между ними представляется примерно как 1: 9,57. Тогда с 1085 до 1105 проходит 191 солнечный год (из них около 163 приходится на время от первой встречи с Оромэ до первого похода трёх вождей в Аман). В сумме – 526 лет. Получается типичный «чёрный ящик» - нам известно, что «на входе» и «на выходе», но совершенно неясно, что «посередине». А) Первое, что хотелось бы рассмотреть – вопрос о взаимоотношении Имина, Таты и Энеля с Ингвэ, Финвэ и Эльвэ. Казалось бы, всё ясно: три Праотца, возглавляющих народы и три же вождя Похода. Но на самом деле в 1102 году мы видим совершенно другую ситуацию:«And three only of the chieftains of the Quendi were willing to adventure the journey: Ingwë, Finwë, and Elwë, who afterward were kings»(Анналы Амана, год 1102). Получается, что были и другие вожди? Да, были. Во-первых, это Морвэ и Нурвэ, будущие вожди Авари, которые смогли убедить часть Нолдор и Тэлери остаться. Во-вторых, можно с большой долей уверенности говорить, что это Ольвэ и Ленвэ. Ольвэ напрямую называется предводителем Тэлери наряду с братом, а о Ленвэ можно сделать подобный вывод, так как он «led away a numerous folk»(Анналы Амана, год 1115) через сравнительно небольшое время после начала Похода. Возможно, были и другие, о которых мы не знаем. Б) Изложение этого пункта напрямую связано с Частью I данной статьи – а именно с наличием братьев и сестёр у королей Эльдар. Несомненно, что у Пробудившихся они быть могли – это так называемые «братья в замысле Илуватара», сходные по фэа, как изначально были Мелькор и Манвэ. Другое дело – у Трёх Праотцев. Как известно, те пробудились втроём, вместе с жёнами, а своих последователей выбирали случайно (эпизод, когда Имин отказывается выбрать 18 пар Квэнди). Поэтому братьев и сестёр у них быть не могло, иначе они могли бы оказаться в разных народах (опять же подчеркну, что никакого предопределения, кто из Пробудившихся попадёт в число последователей того или иного из Праотцев, не было). Ещё более важно положение родственников (но не братьев!) Эльвэ – неясно, как это могло (и могло ли) отражаться «в замыслах Илуватара». Кроме того, подчёркнуто, что Кирдан был родственником и Эльвэ, и Ольвэ и у них были общие черты (см. часть I 1В), что как правило предполагает общего предка. Если же они были Пробудившимися, то родство могло идти лишь по нисходящей линии, а это исключено. В добавление можно также сказать, что у каждого из Пробудившихся (в том числе и у Праотцев) изначально была «суженая» жена, а если и была сестра, то она должна была быть чьей-то женой. Как известно, Эльвэ женился значительно позже и не на эльфийке, а Мириэль носила материнское имя Сериндэ, из чего следует, что она была Рождённой. Итак, на основе вышесказанного делаю вывод: королями Эльдар стали не Праотцы, а совершенно другие эльфы. То есть вместо единственно возможных правителей своих народов спустя 498 солнечных лет мы имеем каких-то других вождей, причём неединоличных и с весьма слабой властью. Что произошло за это время остаётся только гадать. Как известно, значительная часть эльфов «исчезла», а на самом деле была захвачена слугами Мелькора (а те, кто сопротивлялись – вероятно, тайно убиты, так, что их тела не были найдены). Кроме того, шпионы Врага с лёгкостью могли узнать, кто руководит народами Эльфов, пока те ещё не осознавали опасности. В таком случае, Мелькор, безусловно, приложил бы все силы, чтобы поработить или избавиться в первую очередь от вождей. Тогда ему было бы легче справиться с разобщёнными эльфами, чем с весьма могучим народом, численность которого к тому же значительно увеличилась за те почти 300 лет, что прошли от Пробуждения (учитывая тот факт, что эльфы обычно женятся примерно в 50 лет). Однако его планам не суждено было сбыться: вскоре Оромэ находит Квэнди и лично охраняет их примерно до 1090 года (после этого Валар «set a guard over Kuiviénen» - Анналы Амана, год 1090-2 – состав этой стражи неизвестен), отлучаясь только в 1086 году на Совет Валар. После начала осады Утумно в 1092 году Мелькор уже лишается возможности как-то влиять на Квэнди. Таким образом, Имин, Тата и Энель пропали в промежутке между 1080 и 1085 годом эпохи Древ. Правил наследования у первых Квэнди, несомненно, не было, так как смерти как таковой они не знали – поэтому не могло быть и династического порядка передачи власти. Кроме того, никто и никогда не находил тел пропавших Праотцев, значит, оставалась надежда на их возвращение. Оставшись без власти, Квэнди разделились на небольшие группы, в которых был вождь, но он не сильно отличался по своему статусу от рядовых членов группы – скорее, просто осуществлял «оперативное управление», как это обычно бывает в племенах. Принятие важного решения зависело не столько от его воли, сколько от способности убедить своих собратьев в необходимости этого решения. Во всех источниках, упоминающих начало Похода, сказано, что Ингвэ, Финвэ и Эльвэ «counselled», то есть советовали эльфам отправиться в Валинор, при этом значительная часть (половина Татьяр-Нолдор и чуть больше трети Нельяр-Тэлери) отказались. Несомненно, что власть и авторитет, которые были у Праотцев, вожди получить никак не могли, так как не обладали их исключительностью – первородством, поэтому они не могли править целым народом. Кроме того, они не были заинтересованы в интеграции разрозненных групп, ведь небольшим числом последователей управлять легче, чем крупным (хотя память о принадлежности к тому или иному народу сохранялась, и группы состояли из представителей только одного народа). Стоит заметить, что простое разрастание численности населения не сказалось бы на единстве власти при жизни Имина, Таты и Энеля – каждый из них, обладая непоколебимым авторитетом, просто выбрал бы себе наиболее талантливых помощников или санкционировал их выделение из общей массы – но в любом случае сохранил бы верховную власть и целостность народа, которая с самого Пробуждения поддерживалась только Праотцем. А вот эффективность «оперативного руководства» (которая и давала вождям возможность и право управлять) напрямую зависит от численности последователей. Поэтому процесс дробления, начавшийся вскоре после потери Праотцев, не затронул лишь Миньяр, так как их было сравнительно немного. С приходом Оромэ ситуация меняется. Во-первых, он объясняет Квэнди, что их Праотцы не вернутся. Во-вторых, с возвращением троих вождей из Валинора, они и становятся теми бого-, точнее, валароизбранными правителями, которые уже могут возглавить свой народ, так как этот факт выделил Ингвэ, Финвэ и Эльвэ из всех. Другая ситуация складывается среди тех Татьяр и Нельяр, которые жили «дальше всех от вод Куивиэнена» под руководством Морвэ и Нурвэ. Они не говорили с Оромэ, не видели свет Древ, поэтому их вождям не составило труда убедить их не подчиняться чужим правителям и не покидать обжитых мест. Нельзя пренебрегать и возможностью того, что даже незадолго до Похода последователи Морвэ и Нурвэ ещё верили в возвращение своих Праотцев (мы можем вспомнить очень похожие обстоятельства, которые привели к разделению Тэлери в Белерианде). Но здесь, видимо, сыграл свою роль и субъективный фактор: Морвэ и Нурвэ не желали терять свои правящие позиции и подчиняться тем, кого они по-прежнему считали равными себе. Итак, вопрос, кем же на самом деле являются Ингвэ, Финвэ, Эльвэ и Ольвэ остаётся открытым. Другие Пробудившиеся? Маловероятно в силу сказанного в начале пункта Б части II данной статьи. Потомки Праотцев? Возможно – так как их власть действительно была достаточно значительной. Если Эльвэ убедил Ольвэ следовать за ним как за старшим братом, то Ленвэ – в силу какого-то другого влияния на него. Однако данных даже для такого утверждения у нас определённо недостаточно. Скорее всего, они просто Рождённые, хотя, несомненно, превосходящие других по мудрости и могуществу. Итак, историю Куивиэнена можно представить в виде следующих этапов: 1. 1050-1080 год Древ. В это время Миньяр, Татьяр и Нельяр сохраняются в виде единых народов, каждый под управлением своего Праотца. Квэнди активно познают окружающий мир, совершенствуют язык и накапливают знания. 2. 1080-1085 год. Это Тёмные годы, как для эльфов, так и для нас. Пропадают Праотцы и многие другие Квэнди, начинается выведение орков, эльфы живут в страхе и хаосе. 3. 1085-1104 год. Под бдительной охраной Валар эльфы процветают, увеличивается их численность, накапливаются новые знания. В то же время, это эпоха раскола – народы делятся на племена во главе с вождями. Трое из них в 1102 году взяты в Аман, где живут целый год. 4. 1104-1105 год. Ингвэ, Финвэ и Эльвэ убеждают Квэнди следовать за ними. Племена вновь объединяются в народы, но понятия верховной власти ещё нет (вспомним, как Ленвэ отделился от Тэлери и просто увёл часть народа без согласия предводителей). Происходит первое Разделение и начинается Поход. На основе тех, кто не желает идти, формируется новая общность – Авари, которые впоследствии рассматриваются уже целостно, а не в качестве частей Татьяр и Нельяр. Примечание: сказанное в комментариях к третьей части Анналов Амана (к году 1115) и примечании 3: «Here they [Финвэ и Индис] dwelt for a year, and here Indis wife of Finwë bore him a son, eldest of all the second generation of the Eldar. He was first named Minyon First-begotten, but afterwards Curufinwë or Fëanor» здесь не рассматривается намеренно. Хотя это единственная прямая цитата, касающаяся Первородства, она была сразу же вычеркнута Толкиеном («This was struck out, perhaps as soon as written») и находится в явном противоречии как с последующим текстом Анналов Амана, так и со всеми другими источниками – расходится место, а самое главное – время рождения Феанора. Даже имя его матери здесь Индис. Тезис о том, что Феанор был первым из Рождённых нигде не повторён. У каждого автора есть право на черновик… -------------------- Это кому-то другому шептали: Melda!
Мне доставалось ленивое - извини (С) |
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 3334 Регистрация: 6.4.2006 Пользователь №: 69 ![]() |
таким образом, Индис либо сестра Ингвэ, или племянница. Если верна вторая версия, значит, дедушка у меня всё-таки есть.
Чтобы не было путаницы, давайте, как уже решили, остановимся на первой версии. Тем более, что переправлять дядю обратно на дедушку я не хочу ![]() -------------------- Я растоптал Ваши святые чувства? А почему они у Вас так низко?
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 11.2.2025, 22:00 |