![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 ![]() |
http://eressea.ru/tavern7/inf-0029.shtml
Казалось бы, статья настолько абсурдна как в аргументации, так и в самой идее, что спорить с ней, а, значит, воспринимать ее серьезно, было бы, по меньшей мере, неразумно. Но в силу того, что ее приводят в качестве аргумента в, казалось бы, серьезных дискуссиях, возьму на себя труд разобрать ее по основным тезисам и доказать ее несостоятельность. А реальный феодализм - это явление малоприятное. Лорды и рыцари - это не только и не столько блистательные турниры, военная доблесть, защита страны и веры. Это еще и убитые забавы ради простолюдины, обесчещенные девушки, неприкрытый разбой на рынках и дорогах, сожженные и разграбленные церкви, это садистские забавы Жиля де Ре и неистовый гнев Пьера де Куртене... И видеть в глубоко симпатичных мне Финроде с Келеборном и даже в не столь симпатичных Тинголе с Феанором отражение этого пандемониума, честно говоря не хочется. Проще говоря, феодализм подразумевает много грязных и мерзких вещей, и вещи эти не соотносятся с образом эльдар. Автор отчего-то не учитывает, что феодализм – это система отношений между вассалом и сюзереном и система поземельных отношений, а убийства, изнасилования и грабежи являются следствием грехопадения, но никак не феодализма. С тем же успехом можно сказать, что демократия – это стрельба из танков по Белому Дому, а, так как оное здание боле не обстреливается, демократии в современной России нет. Зато убивают, грабят и насилуют, значит, в России феодализм. Сперва зададимся вопросом, а что такое вообще феодализм? Извините за истматовский цинизм, но в первую очередь - это механизм эксплуатации узким слоем военно-управленческой элиты потомственных землевладельцев (феодалов) ограниченно свободных конечных землепользователей (вилланов, париков, холопов и т.д.). И ведь действительно, в марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация. Только какое отношение имеет формационный подход к обсуждаемому вопросу? Естественно, что со временем машина разлаживается и феодалы начинают игнорировать свои обязанности и злоупотреблять правами, но даже идеальный феодал уйти от вышеозначенной схемы неспособен. Если он не будет выбивать ресурсы из крестьян, в первом же сражении его убьют - просто потому, что его снаряжение хуже. А новый владелец его земель учтет сделанные ошибки... А теперь риторический вопрос. Похоже это на эльфов? Возьмем людей. Почумазее да позлобнее. Похожи они на эльфов? Вот и мне не кажется, что похожи. Значит, эльфы дышат не кислородом и ходят не на двух ногах. Далее рассмотрим сферических эльфов в вакууме: Таким образом, для того чтобы обеспечить несколько сотен эльфов всем потребным для жизни - от еды до письменных принадлежнностей достаточно считанных десятков мастеров-эльфов. Но и это не все. Здоровье эльфов крепче человеческого и поэтому эльфы не нуждаются в таком числе целителей, как люди. Старые эльфы не дряхлеют, а дети у эльфов рождаются не слишком часто - следовательно, социальные затраты эльфийского общества на пару порядков меньше, чем в людских обществах. Эльфы почти не знают преступности и, следовательно, не нуждаются содержании громоздкой и дорогостоящей системы юстиции (от городовых до адвокатов). Автор отчего-то забывает, что начиная с 1495-го года Древ преизрядная часть эльфов находится в состоянии войны. Когда нужно оружие, доспехи, нужен уход за ранеными, нужны дозоры и дружины. Видно, в вакууме войн нет. Эльфийское общество не может быть сопоставлено с подавляющим большинством исторических форм общественной организаций Земли, поскольку любая из этих форм является средством управления ограниченными ресурсами через ограничение прав, свобод и потребительских возможностей части общества (эксплуатацию), а у эльфов дефициту ресурсов возникнуть просто неоткуда. И, соответственно, нет необходимости в эксплуатации эльфа эльфом. Замечательно, автор сам доказал недопустимость применения формационного подхода, на котором он основывал свое первое утверждение. Однако затем он проходит по остальным социально-экономическим формациям и зачем-то выбирает наиболее подходящую на его взгляд. Коммунизм. Сухой остаток: 1. На основе марксизма автор доказывает, что у эльфов не могло быть феодализма. 2. Автор показывает недопустимость использования марксизма в отношении эльфов. 3. Учитывая пункт 1, но не учитывая пункт 2, автор ищет другую социально-экономическую формацию, коя должна заменить феодализм. Итого, даже не говоря об ошибках фактологии и поверхностном знании рассматриваемого вопроса, данное исследование имеет внутренние противоречия, сводящие на нет все старания автора. |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 ![]() |
А крамольной мыли, что все те, кто это говорил, не обязательно мракобесы и супостаты, не понимающие всей глубины творческой личности, не возникало? И что аргументировать свою точку зрения на основе принятых с альфы Центавра сигналов может оказаться не лучшим выходом?
Прошу пардону, некоторые вопросы упускаю из виду. Для бессмертных элдар, не способных забывать? Для этъянголди, которым к моменту начала войны в среднем не более сотни лет. Чья мирная жизнь длилась до этого меньше 4-х веков. Чьему существованию вообще около 450-ти лет.Типа менталитет у них способен за 500 лет кардинально измениться? У тех, кто дожил. А их было не много.Но - изменился достаточно. Иначе корабли этъянголди плыли бы не на Тол Эрэссэа, а на материк. |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 ![]() |
А крамольной мыли, что все те, кто это говорил, не обязательно мракобесы и супостаты, не понимающие всей глубины творческой личности, не возникало? И что аргументировать свою точку зрения на основе принятых с альфы Центавра сигналов может оказаться не лучшим выходом? Представьте себе, не возникало. Впрочем, не свидетельствует ли ваша грубость о том, что вы чувствуете слабость своей позиции? По сути -- да, мне эльфийский феодализм откровенно не нравится, и я его отрицаю. Потому что я верю в чудо и сказку, как верил в них и сам Толкиен, а феодализм с его жесткой бездушной формально-правовой системой и всякими пороками вроде презрения к людям (в данном случае эльфам) низших сословий (и законодательно закрепленного права их третировать только за принадлежность к низшим сословиям) и атеизм противоречит чуду. Более того, именно бездушность, характерная для такой системы управления, а также для технократического подхода к миру, для Толкиена и были началом зла (достаточно вспомнить Сарумана). Считаю также, что наличие слуг вовсе не свидетельствует о феодализме -- например, в Латинской Америке они встречаются сейчас (да и вообще везде есть "обслуживающий персонал", "команды поддержки" и т.д.), а о феодализме говорить, понятно, не приходится. Уж не говоря о евангельских словах "кто хочет быть среди вас большим, пусть будет вам слугою". Почему не допустить, что эльфы служили друг другу просто из личных симпатий, без всякого принуждения? Что вполне по-христиански, ведь Толкиен очень глубоко верил. (И сражались с оружием в руках и составляли дружины именно те, кто чувствовал, что имеет к этому склонность, а не те, кто призван по какому-то внешнему принуждению, кстати, даже у гораздо более реалистичной -- не в смысле достоверности, а в смысле приземленности -- и не очень мной любимой Брилевой в одном из монологов Финрода этот мотив проскальзывает -- эльфы ценят мастерство и искусство, в том числе и на войне, а для зла все одинаковые и в основе силовое принуждение?) И не кажется ли вам, что вы эффективно оправдываете все опасения противников эльфов у Толкиена, доказывавших, что эльфы добром быть никак не могут, а несут другим народам порабощение? Кстати, на прямой вопрос -- нужна ли эльфам феодальная система землепользования, с барщиной и оброком и системой принуждения к их исполнению, а также с разными прелестями вроде исключительных прав дворянства, вы так и не ответили. А для меня и не только для меня очевидно, что эльфы просто не могут относиться друг к другу как к низшим существам. Впрочем, если вспомнить, с чего началась наша дискуссия, то отличия в ценностх понятны -- я вижу в эльфах творчество и стремление к красоте в силу того, что для меня творчество -- высшее предназначение разумных существ (как и для Толкиена, см. работу "О волшебных сказках"), а вы -- жесткую иерархию и дисциплину и жесткую власть, которые творчеству и красоте глубоко противны ("Враг... помышляет только лишь о власти"). Впрочем, это говорит о том, что у нас, похоже, разная вера -- я верю в Арду как в чудо и сказку, а вы -- как в мир, принципиально не отличающийся от Земли со всеми ее пороками. Недавно мне пришлось выдержать дискуссию на тему "был ли у эльфов расизм". Мы доказали, что не было, но если эльфы с уважением относились к другим существам, то трудно представить, что они не относились с уважением друг к другу? -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.4.2025, 23:57 |