Эльфийский коммунизм по Марксу, Статья Гарета |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Эльфийский коммунизм по Марксу, Статья Гарета |
3.10.2006, 2:15
Сообщение
#1
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
http://eressea.ru/tavern7/inf-0029.shtml
Казалось бы, статья настолько абсурдна как в аргументации, так и в самой идее, что спорить с ней, а, значит, воспринимать ее серьезно, было бы, по меньшей мере, неразумно. Но в силу того, что ее приводят в качестве аргумента в, казалось бы, серьезных дискуссиях, возьму на себя труд разобрать ее по основным тезисам и доказать ее несостоятельность. А реальный феодализм - это явление малоприятное. Лорды и рыцари - это не только и не столько блистательные турниры, военная доблесть, защита страны и веры. Это еще и убитые забавы ради простолюдины, обесчещенные девушки, неприкрытый разбой на рынках и дорогах, сожженные и разграбленные церкви, это садистские забавы Жиля де Ре и неистовый гнев Пьера де Куртене... И видеть в глубоко симпатичных мне Финроде с Келеборном и даже в не столь симпатичных Тинголе с Феанором отражение этого пандемониума, честно говоря не хочется. Проще говоря, феодализм подразумевает много грязных и мерзких вещей, и вещи эти не соотносятся с образом эльдар. Автор отчего-то не учитывает, что феодализм – это система отношений между вассалом и сюзереном и система поземельных отношений, а убийства, изнасилования и грабежи являются следствием грехопадения, но никак не феодализма. С тем же успехом можно сказать, что демократия – это стрельба из танков по Белому Дому, а, так как оное здание боле не обстреливается, демократии в современной России нет. Зато убивают, грабят и насилуют, значит, в России феодализм. Сперва зададимся вопросом, а что такое вообще феодализм? Извините за истматовский цинизм, но в первую очередь - это механизм эксплуатации узким слоем военно-управленческой элиты потомственных землевладельцев (феодалов) ограниченно свободных конечных землепользователей (вилланов, париков, холопов и т.д.). И ведь действительно, в марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация. Только какое отношение имеет формационный подход к обсуждаемому вопросу? Естественно, что со временем машина разлаживается и феодалы начинают игнорировать свои обязанности и злоупотреблять правами, но даже идеальный феодал уйти от вышеозначенной схемы неспособен. Если он не будет выбивать ресурсы из крестьян, в первом же сражении его убьют - просто потому, что его снаряжение хуже. А новый владелец его земель учтет сделанные ошибки... А теперь риторический вопрос. Похоже это на эльфов? Возьмем людей. Почумазее да позлобнее. Похожи они на эльфов? Вот и мне не кажется, что похожи. Значит, эльфы дышат не кислородом и ходят не на двух ногах. Далее рассмотрим сферических эльфов в вакууме: Таким образом, для того чтобы обеспечить несколько сотен эльфов всем потребным для жизни - от еды до письменных принадлежнностей достаточно считанных десятков мастеров-эльфов. Но и это не все. Здоровье эльфов крепче человеческого и поэтому эльфы не нуждаются в таком числе целителей, как люди. Старые эльфы не дряхлеют, а дети у эльфов рождаются не слишком часто - следовательно, социальные затраты эльфийского общества на пару порядков меньше, чем в людских обществах. Эльфы почти не знают преступности и, следовательно, не нуждаются содержании громоздкой и дорогостоящей системы юстиции (от городовых до адвокатов). Автор отчего-то забывает, что начиная с 1495-го года Древ преизрядная часть эльфов находится в состоянии войны. Когда нужно оружие, доспехи, нужен уход за ранеными, нужны дозоры и дружины. Видно, в вакууме войн нет. Эльфийское общество не может быть сопоставлено с подавляющим большинством исторических форм общественной организаций Земли, поскольку любая из этих форм является средством управления ограниченными ресурсами через ограничение прав, свобод и потребительских возможностей части общества (эксплуатацию), а у эльфов дефициту ресурсов возникнуть просто неоткуда. И, соответственно, нет необходимости в эксплуатации эльфа эльфом. Замечательно, автор сам доказал недопустимость применения формационного подхода, на котором он основывал свое первое утверждение. Однако затем он проходит по остальным социально-экономическим формациям и зачем-то выбирает наиболее подходящую на его взгляд. Коммунизм. Сухой остаток: 1. На основе марксизма автор доказывает, что у эльфов не могло быть феодализма. 2. Автор показывает недопустимость использования марксизма в отношении эльфов. 3. Учитывая пункт 1, но не учитывая пункт 2, автор ищет другую социально-экономическую формацию, коя должна заменить феодализм. Итого, даже не говоря об ошибках фактологии и поверхностном знании рассматриваемого вопроса, данное исследование имеет внутренние противоречия, сводящие на нет все старания автора. |
|
|
12.10.2006, 10:27
Сообщение
#2
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
Кстати, раз мы говорим о целостной системе - вассалы и сюзерены это понятно, а крестьяне куда подевались? Гм. Вассалитет - система личных отношений, крестьянство - (с конца 14-го века) социальная группа, занимающаяся возделыванием земли. Эльдар, занимающиеся этим, безусловно были, однако без всяких социальных групп.А ты считаешь, что различия столь несущественны, что не могут повлиять на определение общественного устройства, верно я понял? Я считаю, что если мы рассматриваем эльдар, нам не следует приписывать им людские пороки, и из этого делать вывод, что эльдар - это либо грязные и жестокие феодалы, либо дивные и возвышенные коммунисты с крылышками, питающиеся цветочным нектаром Просто у квэнди повышенная сопротивляемость влиянию среды вот и создаётся, видимо, впечатление "вакуума" ) Если автор еще не приводил бы в пример абстрактых эльдар, живущих в абстрактном мире.А почему, кстати, рассматривается только Эндорэ? Почему не Аман? Или там государственность у квэнди ещё не развилась? Потому что за 350 с лишним лет жизни в Амане у эльдар, AFAIK, успели сложиться только принципы старшинства (в разных текстах часто появляется фраза о том, что валар не ущемляли права Фэанора как старшего сына, или про права Дома Фэанора как старшего Дома) и начали складываться принципы наследования власти. Да образовались хаусхолды.Да, не развилась. Потому что в Амане у эльдар не было своих земель - были земли валар. В Эндорэ же был дан сильнейший толчок для образования системы власти. нет необходимости для _при-нуждения_. Где я что-либо говорил про принуждение? С садо-мазохизмом - это к герру Хольгеру не принуждение было, но клятва Клятва была у восьмерых - не слишком большая дружина, согласитесь В сущности, основной аргумент против феодализма у меня состоял именно в том, что феодализм (по крайней мере оформившийся как система) во всех странах был основан на очень жестком силовом принуждении, которое среди эльфов попросту абсурдно. Проще говоря, вы против марксистского подхода, который рассматривает любую систему, кроме коммунизма, как построенную на основе эксплуатации (т.е. принуждения), в отношении эльдар. И феодализм здесь, мягко скажем, ни при чем.
|
|
|
12.10.2006, 14:14
Сообщение
#3
|
|
Недомайа Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
Гм. Вассалитет - система личных отношений, крестьянство - (с конца 14-го века) социальная группа, занимающаяся возделыванием земли. Эльдар, занимающиеся этим, безусловно были, однако без всяких социальных групп. Вот-вот, уж явно без групп... Типа "по четным - огородник, по нечетным - лорд":) Я считаю, что если мы рассматриваем эльдар, нам не следует приписывать им людские пороки, и из этого делать вывод, что эльдар - это либо грязные и жестокие феодалы, либо дивные и возвышенные коммунисты с крылышками, питающиеся цветочным нектаром Так вроде это само собой... А людских пороков у них не особо было, ведь не люди же... Потому что за 350 с лишним лет жизни в Амане у эльдар, AFAIK, успели сложиться только принципы старшинства (в разных текстах часто появляется фраза о том, что валар не ущемляли права Фэанора как старшего сына, или про права Дома Фэанора как старшего Дома) и начали складываться принципы наследования власти. Да образовались хаусхолды.Да, не развилась. Потому что в Амане у эльдар не было своих земель - были земли валар. В Эндорэ же был дан сильнейший толчок для образования системы власти. 350 валинорских лет, если не ошибаюсь. И они были дольше...Впрочем, не суть. А вот с принципами наследования власти,имхо, там не могло особо ничего сложиться - за априорной бессмертностью королей (кто тогда о форсмажоре в виде кражи Сильмариллов и убиения Финвэ помышлял?). Не говоря уже о том, что верховного короля, сиречь Манвэ, вообще никуда не уберешь по определению, разве за Грань, но это апокриф какой-то гипотетический "Хаусхолды" - что именно вы имеете в виду, в русском этого слова нет, по английски - household это вроде домовладение. Ну, наверное, у каждого элда в Валиноре было что-то вроде усадьбы, уж не в коммуналках жили Или вы имеете в виду что-то другое? А земли - да, валар, но вряд ли элдар платили им, скажем, десятину или там были коммунальные счета. А что (см. Лосты) нолдор Валар камушки красивые дарили, так я верю, что от чистого сердца Клятва была у восьмерых - не слишком большая дружина, согласитесь Да, у восьмерых, но остальная масса тоже не из под палки шла в Эндоре, и чего-то там обещали, и с Феанаро соглашались. Значит, решение приняли. А это уже самообязательство - для элда. Ох, а марксизм к элдар применять и правда не надо, они хорошие... |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 11.1.2025, 1:03 |