Про Сапковского: а может, и не только... |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Про Сапковского: а может, и не только... |
13.12.2007, 20:34
Сообщение
#1
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 159 Регистрация: 7.6.2007 Пользователь №: 173 |
Ну вот, попробую сформулировать несколько вопросов и пару комментариев, которые по прочтению нижеприведенной цитаты мне в голову пришли.
Мое скромное, но таки мнение: если писатель разбирается в биологии, это хорошо. Перумов, небось, тоже разбирается. И кольчатых червей пластинчатыми не зовет. Но мало этого. Все работы Сапковского, помимо чисто художественных ("Нет золота в Серых Горах", "Бестиарий", еще что-то, что не помню, как звать) выдают совершенное незнание: мифологии (для фэнтезиста неприлично), истории литературы (та же фигня), просто элементарной истории. Нет, польскую он, может, и знает, моими знаниями этого не проверить. Может, Вторую Мировую тоже знает (та же причина, я могу только предполагать). Но: мужик явно не очень хорошо представляет себе значение слова архетип (а слово хорошее, длинное, писать приятно), которое сует во все бочки затычкой. "Смерть Артура", на которую он ссылается в статьях, он явно не читал и знает понаслышке. Что такое мифология как таковая, он тоже не очень знает, и искренне полагает, что героический эпос и сказка о волшебных существах - это оно и есть. Неудивительно, что человек увлекся виккой - это можно сделать только при поверхностной начитанности. И вот когда такой специалист начинает критиковать и учить... Как он это делает (не цитата, книги нет): Говорит о том, что вот развелось многотомных сагописателей - солить уже некуда, и сие есть явление прискорбное. После чего добавляет: "Вы, конечно, можете сказать: "И это пишет субъект, фабрикующий Ведьмаков!". Да, мне это сказать и хочется . Но, приведя это гипотетическое возражение, Сапковский на него не отвечает. Так же он, пардон мой френч, не говорит, чем трусы Ренфри лучше притороченного к седлу арбалета. При том, что тему эту поднимает неоднократно. Многократно сетует на полное отсутствие польского... фольклора, господа! Это ж когда и где его не было? То ли он снова не вполне представляет себе смысл слова, то ли... Даже не знаю. Мифологии ему не хватает. Славянской. Это при том, что от славянской старины ничего и не осталось, кроме мифологии. Если бы он на отсутствие литературы сетовал, было бы понятно. Ирландцы тут и впрямь в привилегированном положении. Но нет. И это - малая часть того, что видно мне, а я отнюдь не светоч учености. Но и того хватает. Так что, Михаил, может, там и отсылки к чему-то воображаемому? Ну, кто-то что-то сказал, а Сапковский информацию не проверяет. Возможно, за редким исключением. Так что по мне - боевички . Никого не хочу обидеть, личное мнение. Ну для начала мелкий комментарий. Перумов в биологии не разбирается - честное слово. Совсем. То есть как именно он червей именует, я не помню - но формы жизни, им описанные, равно как и их стратегии, годятся только на голливудские страшилки. В отличие от Сапковского, который явно держит в уме такие вещи, как жизнеспособность популяций, соотношение хищник-жертва и многое другое: а когда их таки нарушает, то уж не знаю, перед читателем или перед собой вынужден оправдываться ссылками на то самое Сопряжение Сфер и прочую фантастичность. Надо сказать, что нарушает он не столь часто, в тех случаях, когда заимствованный из фольклора образ ну совсем никак не вписывается в прокрустово ложе биологических воззрений. Насчет отсылок к воображаемому - поскольку я также отнюдь не являюсь светочем учености, мне приходится доверять авторитету Светланы Ивановны, которая историю знает постольку, поскольку ей занимается всю жизнь, и воображаемыми эти отсылки отнюдь не считает. А вот дальше начинаются вопросы. "Смерть Артура" в последний раз я читал достаточно давно, поэтому подробный анализ сейчас сделаю вряд ли: но "Мир короля Артура" мне показался достаточно полным (как это будет по-русски... культурологическим? литературоведческим?) исследованием проблемы - с приведенной весьма обширной как исторической, так и фантастической литературой. По крайней мере "Туманы Авалона" я для себя выцепил именно там, и впоследствии нашел и прочел весьма не без интереса (хотя там авторский взгляд крайне своеобразен, да). Возможно ли, чтобы человек, перелопативший (или во всяком случае приведший с цитированием) эдакую груду информации по теме, не читал первоисточник? Мне это кажется довольно сомнительным: не столь велик труд сие прочесть, и не столь тяжко его достать в сравнении с той же "Вульгатой", которую пан Анжей в числе прочих обильно цитирует. Относительно незнания истории - ну тут я устраняюсь из конфликта двух мнений, ибо не светоч, о чем уже говорил. Я откровенных ляпов у него как-то не нашел на своем скромном уровне. Относительно увлечения виккой (равно как и относительно того, что трусы Ренфри лучше арбалета) - по моему скромному мнению, он не говорит, что что-то там лучше, и ничем особенно не увлекается - он скорее признает факт. Да, есть такое течение, и пообщавшись с его адептами, можно почерпнуть для себя интересной информации к размышлению. Да, критикуя сагописателей, я и сам - mea maxima culpa - этой скользкой дорожки не избежал. Не более. Относительно фольклора и мифологии вопрос совсем темный и спорный. При слове "мифология" мне представляются мифы античности, Гомер, Кун и Голосовкер. Индийский пантеон с Брахмой, Индрой, сурами и асурами, задолго еще до царевича Гаутамы. Скандинавские йотуны, Один и Иггдрасиль... Далеко не только ирландцы оказываются в привилегированном положении, отнюдь! А вот "славянская мифология"... "Песни западных славян" Александра Сергеевича, граф Дракула-Цепеш, да Афанасьев. В начале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Чёрта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. Это у нас будет "славянская мифология"? Что-то мне шептало, что вряд ли... Есть, конечно, В.Я. Пропп - но он-то как раз занят, насколько я могу судить в меру своей необразованности, в числе прочего выковыриванием из сказок, которые суть с этой точки зрения не более, чем рудименты мифов, кусочков той самой славянской мифологии без кавычек, которая оказалась утраченной в целом виде веку эдак к пятнадцатому. И именно это, с моей, опять-таки непросвещенной, кочки зрения, Сапковский и говорит прямым текстом... |
|
|
15.12.2007, 22:24
Сообщение
#2
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 504 Регистрация: 24.1.2006 Из: Йошкар-Ола Пользователь №: 58 |
Э... знаете, товарищи, вопросом "а кто, собственно, славяне?" вы меня поставили в тупик
А как же это: восточные, западные и южные славяне; как же древляне, поляне, ильменские словене и еще больше десятка восточнославянских племен. Я понимаю, что ПВЛ далеко не самый надежный источник (как практически все древнерусские летописи), но ведь существуют археологические раскопки... Давайте посмотрим на проблему с исторической точки зрения. Заподноевропейский эпос, условно базовый для писателей-фантастов, документально оформился в период XI-XIII вв: сюда относится и Роланд, и Нибелунги, и Стурлусон, и Кретьена с его совершенно безумным "Персивалем". Для Европы это период становления государств; да, процессы государствообразований происходили в условиях непрерывных войн (одна Столетняя чего стоит!), но даже в таких условиях не происходила деформация или уничтожение европейской культуры. А что в России? Да, монголо-татары, оне, родимые! Древнерусское государство на период нашествия находилось фактически на той же стадии развития, что и европейские страны - период феодальной раздробленности. А с монголо-татарским нашествием началось уничтожение - городов, населения, а главное - монастырей, которые и были в то время средоточием культуры и образованности! какой эпос в таких условиях, если русское государство начало более-менее оформляться только в XV веке при Иване III (пресловуто "собирание земель")... А что до славянского мифа, то он закончился с принятием Русью христианства, imho. P.S. Знаете, Михаил, как человек, живущий в Республике Марий Эл, авторитетно заявляю, что язычники-мари водятся не только в Нижегородской области о языческих рощах я наслышана. |
|
|
16.12.2007, 1:50
Сообщение
#3
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 159 Регистрация: 7.6.2007 Пользователь №: 173 |
как человек, живущий в Республике Марий Эл, авторитетно заявляю, что язычники-мари водятся не только в Нижегородской области о языческих рощах я наслышана. Юкари, разумеется не только в Нижегородской. Нижегородскую я взял, как (уж казалось бы) достаточно давно колонизированную утвердившими там поголовное христианство русскими, никак уже не славянами даже. Разумеется, в более национальных, да позволят мне так выразится, областях язычества будет (и есть) больше. А что до славянского мифа, то он закончился с принятием Русью христианства, imho. Ну вот что-то подобное я и имел в виду: полагаю, схожее имел в виду и Сапковский. Во всяком случае, как существующее мировоззрение - ну не сразу после, я так понимаю, несколько веков на это все же ушло (где мой Романов... Не вернул его мне нехороший человек...). В каком веке у нас случился "языческий ренессанс"? Боюсь соврать без книжек, но порядок цифр вроде бы XII - XIII: то есть, скорее всего, к этому моменту помянутое мировоззрение еще вполне если не здравствовало, то живо было (почему я и привел оценку времени его окончательного исчезновения веку к пятнадцатому). А вот далее да, исчезло, оставшись рудиментами и атавизмами в сказках, детских считалках и взрослых пословицах. Да, еще в деревянной резьбе. Когда в следующий раз доберусь до Мещеры, обязательно поснимаю избы - они того стоят. Если кому-то интересно, я кину свои некрупные выкладки на тему славянских фольклора/мифологии. А то: конечно интересно!И огромное спасибо за "улики" - попробую вчитаться внимательнее, авось пойму ))) UPD. Через 20 минут. Прочел. Лучше бы не читал: во многом знании, как известно... То есть теперь, по классике, нужно всего-навсего обратиться к библиографии и самому составить собственное мнение. Которое наверняка будет третьим просто в силу индивидуальных особенностей человеческого восприятия... На самом деле, как я понимаю, часть претензий, возможно - возможно - была бы снята по прочтении оригинального, а не переводного текста. Например, с хорошей вероятностью пассаж про характерную касту друидов - это баг перевода, возможно, хоть и сильно менее вероятно, историю про три заклятья стоило бы отнести туда же... Но общий смысл да, ясен - и багами перевода это объяснить тяжеловато. Вейрд, Вы не будете возражать (если я совсем обнаглел, так и скажите - не обижусь), если я Ваш текст Светлане Ивановне покажу при случае? Э... С теми правками, которые (и если) пожелаете внести дополнительно, разумеется. Просто составлять собственное мнение на основании чтения первоисточников я пока как-то морально не совсем готов... А вот услышать чье-нибудь еще хочется, ибо интересно. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 11.1.2025, 16:42 |