Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
3.10.2006, 2:15
Сообщение
#1
|
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
http://eressea.ru/tavern7/inf-0029.shtml
Казалось бы, статья настолько абсурдна как в аргументации, так и в самой идее, что спорить с ней, а, значит, воспринимать ее серьезно, было бы, по меньшей мере, неразумно. Но в силу того, что ее приводят в качестве аргумента в, казалось бы, серьезных дискуссиях, возьму на себя труд разобрать ее по основным тезисам и доказать ее несостоятельность. А реальный феодализм - это явление малоприятное. Лорды и рыцари - это не только и не столько блистательные турниры, военная доблесть, защита страны и веры. Это еще и убитые забавы ради простолюдины, обесчещенные девушки, неприкрытый разбой на рынках и дорогах, сожженные и разграбленные церкви, это садистские забавы Жиля де Ре и неистовый гнев Пьера де Куртене... И видеть в глубоко симпатичных мне Финроде с Келеборном и даже в не столь симпатичных Тинголе с Феанором отражение этого пандемониума, честно говоря не хочется. Проще говоря, феодализм подразумевает много грязных и мерзких вещей, и вещи эти не соотносятся с образом эльдар. Автор отчего-то не учитывает, что феодализм – это система отношений между вассалом и сюзереном и система поземельных отношений, а убийства, изнасилования и грабежи являются следствием грехопадения, но никак не феодализма. С тем же успехом можно сказать, что демократия – это стрельба из танков по Белому Дому, а, так как оное здание боле не обстреливается, демократии в современной России нет. Зато убивают, грабят и насилуют, значит, в России феодализм. Сперва зададимся вопросом, а что такое вообще феодализм? Извините за истматовский цинизм, но в первую очередь - это механизм эксплуатации узким слоем военно-управленческой элиты потомственных землевладельцев (феодалов) ограниченно свободных конечных землепользователей (вилланов, париков, холопов и т.д.). И ведь действительно, в марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация. Только какое отношение имеет формационный подход к обсуждаемому вопросу? Естественно, что со временем машина разлаживается и феодалы начинают игнорировать свои обязанности и злоупотреблять правами, но даже идеальный феодал уйти от вышеозначенной схемы неспособен. Если он не будет выбивать ресурсы из крестьян, в первом же сражении его убьют - просто потому, что его снаряжение хуже. А новый владелец его земель учтет сделанные ошибки... А теперь риторический вопрос. Похоже это на эльфов? Возьмем людей. Почумазее да позлобнее. Похожи они на эльфов? Вот и мне не кажется, что похожи. Значит, эльфы дышат не кислородом и ходят не на двух ногах. Далее рассмотрим сферических эльфов в вакууме: Таким образом, для того чтобы обеспечить несколько сотен эльфов всем потребным для жизни - от еды до письменных принадлежнностей достаточно считанных десятков мастеров-эльфов. Но и это не все. Здоровье эльфов крепче человеческого и поэтому эльфы не нуждаются в таком числе целителей, как люди. Старые эльфы не дряхлеют, а дети у эльфов рождаются не слишком часто - следовательно, социальные затраты эльфийского общества на пару порядков меньше, чем в людских обществах. Эльфы почти не знают преступности и, следовательно, не нуждаются содержании громоздкой и дорогостоящей системы юстиции (от городовых до адвокатов). Автор отчего-то забывает, что начиная с 1495-го года Древ преизрядная часть эльфов находится в состоянии войны. Когда нужно оружие, доспехи, нужен уход за ранеными, нужны дозоры и дружины. Видно, в вакууме войн нет. Эльфийское общество не может быть сопоставлено с подавляющим большинством исторических форм общественной организаций Земли, поскольку любая из этих форм является средством управления ограниченными ресурсами через ограничение прав, свобод и потребительских возможностей части общества (эксплуатацию), а у эльфов дефициту ресурсов возникнуть просто неоткуда. И, соответственно, нет необходимости в эксплуатации эльфа эльфом. Замечательно, автор сам доказал недопустимость применения формационного подхода, на котором он основывал свое первое утверждение. Однако затем он проходит по остальным социально-экономическим формациям и зачем-то выбирает наиболее подходящую на его взгляд. Коммунизм. Сухой остаток: 1. На основе марксизма автор доказывает, что у эльфов не могло быть феодализма. 2. Автор показывает недопустимость использования марксизма в отношении эльфов. 3. Учитывая пункт 1, но не учитывая пункт 2, автор ищет другую социально-экономическую формацию, коя должна заменить феодализм. Итого, даже не говоря об ошибках фактологии и поверхностном знании рассматриваемого вопроса, данное исследование имеет внутренние противоречия, сводящие на нет все старания автора. |
|
|
|
![]() |
9.1.2007, 15:13
Сообщение
#151
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
*полуоффтопично* И представился мне эльфийский вытрезвитель и эльфийская КПЗ...
|
|
|
|
9.1.2007, 15:14
Сообщение
#152
|
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
Так все-таки в Линдоне, Эрегионе и Лориене поземельные отношения были или нет? "Не было развития" -- слишком обтекаемая фраза Что-то я определенно не понимаю вашей логики. Если развития не было, то и всего остального тоже быть не могло? Или у вас тут какой-то глубинный шмысел?А культура уважения -- конечно, "и на Солнце есть пятна" У людей определенно была культура уважения друг другу, особенно в 40-х годах прошлого века. Но, увы, и на Солнце есть пятна.
|
|
|
|
9.1.2007, 15:18
Сообщение
#153
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Может, хватит? Понимаю, конечно, что проблему формулировать трудно, но -- все-таки отличия эльфийского общества от человеческого гораздо больше, чем отличия разных человеческих культур.
Что, кстати, Толкиен в письмах не раз комментирует. Кстати, аналогия с 40-ми годами неправомерна, потому что в истории людей акты жестокости встречались всегда, а в истории эльфов названные события все же были лишь точечными. -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
|
9.1.2007, 15:26
Сообщение
#154
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
Не, ну господа...
О чем вы спорите? Различия были, причем обусловленные всем, чем угодно. Попытаться промоделировать практически неизвестую психологию и систему взамиоотношений - милое дело, так и получайте удовольствие, а не обменивайтесь шпильками... Прям совет в Нарготронде... |
|
|
|
9.1.2007, 15:44
Сообщение
#155
|
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
Что хватит? Врать хватит? Хватит врать, герр Хольгер, нехорошо ибо. Вам это матушка в детстве не говорила? Зря не говорила, ну да мы не поленимся, голм-голм.
Кстати, аналогия с 40-ми годами неправомерна, потому что в истории людей акты жестокости встречались всегда, а в истории эльфов названные события все же были лишь точечными. Солнце... Пятна... Кто ж виноват, что пятна-то такие большие вымахали? |
|
|
|
9.1.2007, 15:48
Сообщение
#156
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Сколько можно! Если ваши реплики сформулированы так, что рождают у меня ассоциации "не те", которые вы ожидали, то не я в этом виноват
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
|
9.1.2007, 15:56
Сообщение
#157
|
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
Четкие формулировки у вас ассоциируются с чем-то противоложным по смыслу?
Верно тому виной пятна на солнце, лунные циклы и красные свиньи - верю, вы тут ни при чем. |
|
|
|
9.1.2007, 16:01
Сообщение
#158
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 634 Регистрация: 27.4.2006 Пользователь №: 85 |
Во-во, что я и говорила: никто никого ни в чем не убедит, это очевидно, но сцепиться по новой - святое дело
Какие у нас условия для феодализма необходимые, а какие - достаточные? -------------------- Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
|
|
|
|
9.1.2007, 16:16
Сообщение
#159
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Я предлагаю за главное определение взять сословный строй -- т.е. наличие юридически неравных сословий: с одной стороны сословие крупных землевладельцев, которым принадлежала государственная власть, с другой -- сословие крестьян, находившихся от землевладельцев в полной или частичной зависимости. В устоявшихся феодальных государствах (т.е. просуществовавших минимум 100 лет) обычно такое наблюдалось.
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
|
9.1.2007, 16:19
Сообщение
#160
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 634 Регистрация: 27.4.2006 Пользователь №: 85 |
То есть: нет сословий - нет феодализма, я правильно поняла?
-------------------- Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
|
|
|
|
9.1.2007, 16:20
Сообщение
#161
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Для меня -- да.
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
|
9.1.2007, 17:11
Сообщение
#162
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
ngoldo, мне неохота всяческие значки расставлять, ограничусь словесами - помягче с выражениями и полегче на поворотах. Не можете взимно уговориться и идут непонятки - сядьте, подумайте, сформулируйте. Обвинения во "вранье" и "брехне" - это слишком серьезно, если запамятовали словарное значение этих слов, посмотрите в словаре. Врать про не виденный мир - это по меньшей мере странно.
Короче, ведите себя сообразно идентификации, на худой конец. Не Сильмарилл проигрываете. |
|
|
|
9.1.2007, 18:01
Сообщение
#163
|
|
|
Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 68 Регистрация: 28.11.2005 Пользователь №: 41 |
Гм. Меня, честно говоря, не настолько волнует мнение герра Хольгера, чтобы пытаться его изменить.
Начало этой дискуссии обусловлено брехней герра Хольгера в мой адрес, сейчас она идет по кругу по той же причине. Если этот мир, где находится данный форум, где я лежу на диване и пишу ответ, выдуманный - то, безусловно, все претензии снимаются. А обвинениями на ветер я не бросаюсь. "Ха! Общался я тут (не вживую, правда) с одним таким... человеком (говорит -- нолфинг, а имя -- эллериаховское), так он пытался доказать, что у эльфов был феодализм, сословность, отсутствие науки и творчества и вообще теократия" - сказал наш неуважаемый герр, про сословность сам придумав, отсутсвие науки припомнив из-за того, что "Они отличались от людей несколько иным. А высокие технологии - это все-таки к тому, кто на Севере" (речь была о том, что эльдар якобы отличались от людей наличием высоких технологий), про творчество - "Творчество - не грех. Но несет в себе опасность" (речь о неограниченном творчестве как идеале), про теократию опять же придумал сам, умница. "А мне тут воевать приходилось с поборником эльфийского феодализма, который доказывал, что в эльфийском обществе все пороки были в той же степени, что и в человеческом" - вторая фраза, она с форума Хосударыни Ивсия Форменоса. Это, верно, такой ассоциативный ряд с фразой "Я считаю, что если мы рассматриваем эльдар, нам не следует приписывать им людские пороки, и из этого делать вывод, что эльдар - это либо грязные и жестокие феодалы, либо дивные и возвышенные коммунисты с крылышками, питающиеся цветочным нектаром", в которой говорилось строго обратное. Не знаю вашего круга, возможно, у вас клевета и считается чем-то в порядке вещей. Однако у нас принято иначе. |
|
|
|
9.1.2007, 18:10
Сообщение
#164
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 323 Регистрация: 10.8.2006 Из: Тверь Пользователь №: 99 |
Печально я гляжу на градус дискуссии...
-------------------- ...Por el llano, por el viento,
jaca negra, luna roja... © Lorca ;) |
|
|
|
9.1.2007, 18:13
Сообщение
#165
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Сиорэ, и я тоже.
А по поводу тем "эльфы и творчество", "эльфы и технологии" ("технологии" -- плохое слово по понятным причинам, но другого я пока не подберу -- а как назвать необычные произведения эльфийского мастерства? Собственно, под "высокими технологиями" я и имел в виду чрезвычайную необычность созданного эльфами -- мифрил, фиал Галадриэль, корабли и многое другое) есть куча цитат из писем Толкиена. Кстати, что до "неограниченного творчества" -- то я имел в виду очень простую вещь, а именно то, что в эльфийском обществе не существовало силового подавления творчества и, следовательно, не было возможно что-нибудь типа инквизиционных процессов, лысенковщины или других форм преследования творческих личностей по мотивам "неправильного направления в творчестве"; проблема же творчества во зло в эльфийском обществе просто не стояла (думаю, у эльфов был достаточно сильный внутренний нравственный ограничитель). А еще то, что «Эльфы представляли, так сказать, художественные, эстетические и чисто научные аспекты человеческой натуры, возведенные в степень, которой мы не наблюдаем в людях. То есть: они самозабвенно любят физический мир и желают наблюдать его и понимать ради него же самого и как нечто иное» (181), что «в ходе лет каждый может испробовать свои силы и насладиться всеми разнообразными талантами, присущими их роду, и в знании, и в мастерстве, хотя по-разному и в разной степени» (Законы и обычаи). -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
|
![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 16.12.2025, 9:10 |