Труба пониже, дым пожиже"(с)? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Труба пониже, дым пожиже"(с)? |
23.1.2007, 20:08
Сообщение
#136
|
|
Недомайа Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
Вот после этого я вышеприведенные слова насчет эльф\человек и сказал. Я имел в виду, что, ИМХО, стремление к совершенству для эльфа отнюдь не обязательно сочетается со стремлением вперед. Феанаро был бы не уникален, если б был человеком. А он эльф и потому уникален. А еще я хотел сказать, что человеческая интерпретация эльфов, их действий в Предначальную и Первую Эпохи, приводит, ИМХО, к недопониманию. Вы мне, случаем, не приписываете рассмотрение элдар с человеческих позиций и через призму _человеческого_ восприятия? Надеюсь, что это не так... Так или иначе, сдется мне, что у эльфа эти два стремления не противопоставляются. И когда вы говорили о Феанаро как исключении, и про невозможность жизни без творчества... Такое было характерно практически для всех элдар. Просто без аффектации. Феанаро аффектен, во многом этим от сородичей и отличается... Дополнение... Я неудачно сформулировал мысль, поэтому непонятно. Так или иначе, стремление вперед свойственно всем, имеющим головной мозг. Но человеку свойственно стремление вперед очертя голову! Прогресс двигают ненормальные.... На 99% все это, конечно, дурь. Но один оставшийся процент обеспечивает Нобелевский Комитет работой. Эльфы ничего не делают очертя голову, если они - не в аффекте. У них стремление вперед - ради совершенства. У людей - в крови. ИМХО, конечно. Развитый головной мозг... А стремление вперед ради совершенства у эльфов - в чем? А людям - лишь бы вперед переть, я правильно поняла? Хольгер, то-то и оно, что однозначных ответов очень мало. И этика, запасшаяся однозначными ответами и рецептами - практически мертвая этика. |
|
|
23.1.2007, 20:11
Сообщение
#137
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 358 Регистрация: 16.1.2007 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 124 |
Насчет долга: и что же это эльфы людям должны? И почему не наоборот? Ну, как бы именно люди активно мёрли до и после этого за эльфийские интересы, а не наоборот. Плюс, "мы в ответе за тех, кого приручили". -------------------- Как эльфу без моря, как магу без чуда, нельзя менестрелю без лажи прожить (с) чьё-то
|
|
|
23.1.2007, 20:16
Сообщение
#138
|
|
Недомайа Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
Аллор, мне кажется, Сильм никого не оправдывает особо. И я не буду говорить, что Тургон поступил хорошо. Я говорю только, что он попал в сложнейшую ситуацию, и ему можно лишь посочувствовать. Ему пришлось выбирать между старым другом и безопасностью всего народа, насколько она еще от него зависела. Здесь просто невозможно было принять правильное решение – его попросту не было. Я не вижу, по крайней мере. Ну так. Сильм очень редко дает однозначную оценку. А уж что касается владык в сложных ситуациях,когда приходится кем-то жертвовать, чтобы спасти остальных, но радости от этого мало... Тут я уж помолчу Маэглин, правда, в тот раз пострадал не столько из-за закрытой политики, сколько просто попал между родителями, которые друг друга не понимали. Опять-таки, это мое личное мнение. Потому что Арэдель могла происходить из любого поселения нолдор – все равно в Нан Эльмот она бы не осталась. А Эол не стал бы жить в другом месте. И к нолдор в целом относился резко отрицательно. Конечно, то, что произошло в Гондолине, повлияло на Маэглина очень сильно. Но это могло быть где угодно, думаю. На круг - да. Но в той ситуации конфликт с Эолом мог разрешиться меньшей кровью в буквальном смысле, не будь этой политики. Хотя все ей не обьясняется, естественно. Там вообще шекспировские страсти... Аллор, понимаешь… Да, оно, возможно, где-то так идет. Но, во-первых, это очень уж удобная этика. Во-вторых, нельзя же сказать, что эльфы Белерианда с людьми не возились совсем. Тут, скорее, «прикормили» на свою голову. Их учили, лечили, предоставили им земли для жизни – но людям всегда мало, пока можно взять еще. Я как-то посмотрела по куче апокрифов – нашла только двоих эльфов, о которых не сказано ничего дурного. Финрод и Белег. Симптоматично. А насчет Валар – да, это оно. И логика та же. Нечто такое я имела в виду, вероятно, мысль не доразвила... Я в том пассаже скорее имела ввиду взятые обязательства и следование им. А на круг - именно, "прикормили" себе на голову в некоторых случаях. Вроде как интеллигентная семья стала к себе в гости гоп-компанию звать. С кем-то все путем, а кто-то ложечки потырил и насвинячил... Там эксцесс на эксцессе был. И этика нолдор и синдар отличалась очень сильно. Вообще, как мне кажется, «золотую середину» нашли у нолдор Фингон, а у синдар – Кирдан. Первому, правда, это помогло не очень… Но насчет того, что люди судят "со своей колокольни" - трудно не согласиться. (ушла формулировать дикую этическую идею на основе исландских саг, там кое-что наводит на мысли, именно в отношении людей) Людям часто плохо дается именно обьективность.. люди, что сказать Дикая идея - это интересно! |
|
|
23.1.2007, 20:19
Сообщение
#139
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 525 Регистрация: 6.12.2005 Пользователь №: 43 |
Гаэрлин
Ну, как бы именно люди активно мёрли до и после этого за эльфийские интересы, а не наоборот. Финрод Фелагунд отюдь не за свои интресы в поход шел. -------------------- Длинный шмель ты в кибитка не ходи
|
|
|
23.1.2007, 20:24
Сообщение
#140
|
|
Istyar Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
1. Мне кажется, что "глобально" у людей и эльфов интересы были общие.
2. Проблемы этики в случае эльфов все же возникают на уровне конфликта интересов (а на уровне глобальных этических ценностей все же в меньшей степени), а конфликты интересов появляются очень легко (вне этического контекста). -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
23.1.2007, 21:14
Сообщение
#141
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 634 Регистрация: 27.4.2006 Пользователь №: 85 |
Дикая этическая идея:
Сначала лирическое отступление. Когда читаешь исландские саги, поначалу с трудом продираешься через обрывки родословных, понатыканных где только можно. Но через некоторое время, когда все население острова за период около лет двухсот становится известным тебе по именам (правда-правда, открываешь новую сагу – а там одни знакомые!), понимаешь, зачем оно нужно. Во-первых, конечно, это доказательство подлинности, но главное – это первая и зачастую единственная характеристика персонажа. Если ты знаешь, из какой он семьи, то примерно понятно уже, чего от него ждать. Теперь, собссно, мысль. Думалось мне как-то об Эарендиле. Ну, плавал, ну, о жене и детях в контексте феанорингов не думал совершенно – а туда же, всеобщая надежда. Странно. Именно с точки зрения этики воздаяния. Потом подумалось мне о Туоре. Ну вот так пришел на бережок, а там Ульмо поджидает. И дальше все как по-писаному. Потом Берен. Много там партизанов по лесам бегало, наверняка. Только Провидение их через Дунгортэб не тащило, Завес им не открывало и прекрасных эльфиек королевского рода судьбой не предназначало. Чем же они так отличились все-таки? Народ, можете начинать смеяться – родителями. Хуор и Барахир - куда более несомненные герои, чем их сыновья в начале своей судьбоносной «карьеры». Под конец этой «карьеры» сыновья показывают, что тоже чего-то стоят. Так кому и за что воздаяние? И кто, выходит, настоящие надежды и спасители галактики? И чья это на самом деле высокая судьба? А что, скажите, является лучшей наградой человеку раннего Средневековья? Потомки. В тех же сагах часто натыкаешься на «это был достойный человек, и из его рода произошли…». И вот это самое «произошли» и оказывается лучшим доказательством того, что да, человек был достойный. И ведь Финрод именно за Барахира расплачивается, не за береновы на тот момент сомнительные подвиги… А в рамках перехода от эпоса к истории все это вполне обычное дело… Что скажете? -------------------- Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
|
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
23.1.2007, 21:17
Сообщение
#142
|
Гости |
Вы мне, случаем, не приписываете рассмотрение элдар с человеческих позиций и через призму _человеческого_ восприятия? Надеюсь, что это не так... Нет. Не приписываю. Должен уточнить: я стараюсь не приписывать собеседнику ничего такого, что он не говорил. Насколько у меня получается не приписывать, трудно сказать. Но, вообще говоря, человеческое восприятие эльфов повсеместно имеет место быть. Так или иначе, сдется мне, что у эльфа эти два стремления не противопоставляются. Да Эру упаси, конечно не противопоставляется! Но и, ИМХО, не увязываются. Феанаро аффектен, во многом этим от сородичей и отличается... Аффектным Феанаро стал после того, как Мелькор с зоны откинулся. И то не сразу. А до этого? Вполне по человечески не знал покоя, хватался за все новое, интересное, достигал совершенства, непосильного никому и бросал все это ради новой идеи... А стремление вперед ради совершенства у эльфов - в чем? А людям - лишь бы вперед переть, я правильно поняла? В каком смысле - в чем? Не понял вопроса. А насчет "лишь бы вперед переть" - нет, неправильно. Китайская мудрость гласит:"О человеке заурядном судят по тому, как он справляется с большими задачами. О человеке незаурядном судят по тому, насколько он внимателен к мелочам". Людям, ИМХО, свойственно упускать из виду мелочи. |
|
|
23.1.2007, 22:33
Сообщение
#143
|
|
Недомайа Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 |
Вейрд, а интересно... Мне как-то и в голову не приходило. А ведь понятия рода и потомков уж у людей-то... Важная штука.А для элда срока давности нет.
Нет. Не приписываю. Должен уточнить: я стараюсь не приписывать собеседнику ничего такого, что он не говорил. Насколько у меня получается не приписывать, трудно сказать. Но, вообще говоря, человеческое восприятие эльфов повсеместно имеет место быть. И хорошо . имеет место, а что делать? С Валар в этом плане еще хуже Да Эру упаси, конечно не противопоставляется! Но и, ИМХО, не увязываются. Ну так все нелинейно, как я уже писала... В каком смысле - в чем? Не понял вопроса. А насчет "лишь бы вперед переть" - нет, неправильно. Китайская мудрость гласит:"О человеке заурядном судят по тому, как он справляется с большими задачами. О человеке незаурядном судят по тому, насколько он внимателен к мелочам". Людям, ИМХО, свойственно упускать из виду мелочи. Ну вы как-то противопоставили стремоение к совершенству и стремление вперед. Так как с этим у элдар? Неправильно- и слава Богу. А то мрачная картина получается. Некоторым людям - свойственно упускать, некоторым - на них циклиться... |
|
|
24.1.2007, 0:11
Сообщение
#144
|
|
Istyar Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Не знаю, говорил или нет (и это следует из текста Раэнел и кое-каких выводов из текстов Толкиена), что отличие людей и эльфов среди прочего состоит в том, что у людей гораздо большая потребность к переменам. Может, в этом смысле противопоставляется "стремление к совершенству" (идея развивается, пока не исчерпана) и "стремление вперед" (разрешение проблем, "поставленных" извне).
И еще -- про мелочи. Есть два подхода -- структурный (система как совокупность элементов и взаимосвязей) и холистический (система как единство). Так вот первый подход более человеческий (технологичность мышления), а второй более эльфийский ("артистичность" ). -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
24.1.2007, 0:58
Сообщение
#145
|
|
майа Воздуха Группа: Участники Сообщений: 697 Регистрация: 30.11.2006 Пользователь №: 113 |
Вейрд, да, согласна, на персонажей(особенно эпосов) сильно влияет его родословная
И тот же Келебримбор отковал бы разве кольца, если бы не был внуком мастера Феаноро?) Эх, еще пару страниц таких споров об этике и можно книгу писать.. |
|
|
24.1.2007, 1:06
Сообщение
#146
|
|
Istyar Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 |
Родословная -- смотря в какой книге . В этом смысле в ВК и Сильме картина несколько отличается .
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
24.1.2007, 1:13
Сообщение
#147
|
|
майа Воздуха Группа: Участники Сообщений: 697 Регистрация: 30.11.2006 Пользователь №: 113 |
|
|
|
24.1.2007, 4:47
Сообщение
#148
|
|
Бывалый Группа: Участники Сообщений: 634 Регистрация: 27.4.2006 Пользователь №: 85 |
Мне кажется, что для книги нам не хватает самой малости - определения этой самой этики .
А ВК - это вроде артуровского цикла, там всего хватает, поскольку там есть приметы разных времен, разных народов и, соответственно, разных этик. Вот и получается са-авсем другая история. -------------------- Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
|
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
24.1.2007, 4:55
Сообщение
#149
|
Гости |
Ну вы как-то противопоставили стремоение к совершенству и стремление вперед. Так как с этим у элдар? Для эльфа стремление вперед - средство достижения совершенства. Вынужденная необходимость. Для человека стремление вперед - смысл, сама природа человека. Без какого-либо утилитарного применения. Может, в этом смысле противопоставляется "стремление к совершенству" (идея развивается, пока не исчерпана) и "стремление вперед" (разрешение проблем, "поставленных" извне). В этом. |
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
24.1.2007, 15:30
Сообщение
#150
|
Гости |
А себе (и не только) возразить можно?
Когда в Средиземьи пробудились эльфы, Валар первым делом взялись за Мелькора - посадили его в Мандос. А вот дальше ... Почему-то их забота об Эрухини не пошла дальше Белерианда - пригласили эльфов к себе, а Сирые Земли так и остались Сирыми ... Почему? Может, для того, чтобы развести два народа эрухини? Может, дело не в этом? А откуда взялась уверенность, что Сирые Земли - более сирые, чем Аман? Эльфы же жили в Сирых землях, не вставали в очередь на корабли в Митлонде? Трандуил, к примеру... Устраивали его, значит, земли? Может, горы, реки, луга и прочий А Эндорэ? Оно осталось людям. Кто ж виноват, что люди не благоустраивали Эндорэ? Разве архитектор виноват, что в разработанную им квартиру вселился жлоб, который всю ее испоганил? В соседнюю-то квартиру, точно такую же, вселился писатель. И квартиру адаптировал так, что уходить из гостей не хочется! Гравюры на стенах, библиотека, кресла... Хозяин - интеллигентный, умный, образованный человек. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 8.1.2025, 22:02 |