![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#66
|
|
нолдо-юморист ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 381 Регистрация: 20.3.2005 Из: Пермь Пользователь №: 18 ![]() |
Это был я :) Форум отчего-то поначалу меня не опознал :)
|
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
![]()
Сообщение
#67
|
Гости ![]() |
Этика появляется не сразу... Разве? Да. История нашей цивилизации насчитывает не меньше 4-х с половиной тысячелетий. А первые этические учения появились аж в древней Греции 2.5 тысячи лет назад. В качестве "фэнтэзи". В цивилизованной вполне Европе века 15-го никакой этики не было в помине! Исключительно право сильного... Да и в наше время все ли этику соблюдают? |
|
|
![]()
Сообщение
#68
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 ![]() |
Сулэрин:
Если этот дом - произведение искусства, а дерево - посреди пустыни, которую хочется оживить? Думаю, возможно - как элемент смысла жизни ![]() ***Этика появляется не сразу...*** Разве? Вот и я о том... ![]() Угу ![]() Этика появляется не сразу... Разве? Да. История нашей цивилизации насчитывает не меньше 4-х с половиной тысячелетий. А первые этические учения появились аж в древней Греции 2.5 тысячи лет назад. В качестве "фэнтэзи". В цивилизованной вполне Европе века 15-го никакой этики не было в помине! Исключительно право сильного... Да и в наше время все ли этику соблюдают? Ну, право... Давайте все-таки нашу цивилизацию не трогать в глобальном историческом контексте. А коль скоро тронули, то, прежде чем трогать ее в контексте Арды перестать ![]() А уж в Европе 15-го века... Прошло 15 веков от Рождества Христова... Давайте не путать наличие этических систем и общенравственный уровень по факту. Этика - была, но следовали ей, как водится, немногие. Как и сейчас, надо отметить. А уж Арда - мир гипотетически более этичный априори, да и носители первичной этики - не легенды... Так что давайте уж про Арду. |
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
![]()
Сообщение
#69
|
Гости ![]() |
O'k, про Арду так про Арду.
Далее - моя точка зрения. Не претендую на владение истиной. Где в предначальную и Первую эпохи этика у эльфов? Нолофинвэ пропагандирует отца при всем честном народе о вреде своего брата, упустив пригласить виновника торжества. Где этика? Виновник является и предъявляет длинный и острый этический аргумент. Про побоище в Альквалондэ, переполненное этикой, говорить не буду - там всех поголовно аффект замучил. Тингол отказывается принять участие в войне по причине участия в ней Феанорингов. Этика? ИМХО, как-то в книгах Профессора вообще не очень заметна этика... Даже если приглядеться к нюансам: как описываются в " Сильмариллионе те же Феаноринги. Разве не заметно недоброжелательство источника легенд? На чем оно базируется? На будущих художествах ? Или на Клятве? Или на Альквалонде, где отличились, вроде бы, не только Феанор с сыновьями? Где там этика? Мир Арды - не этичный ни разу. Совсем. Там вместо этики - ниспосланный Извиняюсь, если резковато вышло. Не хочу никого обижать... Mea culpa - слишком категоричен... |
|
|
![]()
Сообщение
#70
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 ![]() |
O'k, про Арду так про Арду. Далее - моя точка зрения. Не претендую на владение истиной. Где в предначальную и Первую эпохи этика у эльфов? ......... ИМХО, как-то в книгах Профессора вообще не очень заметна этика... Мне кажется, мы немного о разных вещах толкуем... Я - про наличие этических конструкций, имеющих место быть, и достаточно четких (всю дорогу в Сильме идет некая оценка деяний с этической точки зрения), вы - про нарушения оной этики, действительно имевшиеся в количестве (и с четкими последствиями, не могу не отметить), и, следовательно, делаете вывод оботсутствии этики как таковой. Это если я правильно поняла вашу концепцию с учетом выкладок... Даже если приглядеться к нюансам: как описываются в " Сильмариллионе те же Феаноринги. Разве не заметно недоброжелательство источника легенд? На чем оно базируется? На будущих художествах ? Или на Клятве? Или на Альквалонде, где отличились, вроде бы, не только Феанор с сыновьями? Где там этика? Недоброжелательство - чье? Профессора? Не назвала бы так, и вот тут-то и имеет место быть сугубая оценочность взгляда автора через этическое восприятие деяний тех же феанорингов. Этика - есть, но отдельные товарищи ее нарушают. Доносят, завидуют, бесятся, жадничают, хамят ![]() ![]() Мир Арды - не этичный ни разу. Совсем. Там вместо этики - ниспосланный Извиняюсь, если резковато вышло. Не хочу никого обижать... Mea culpa - слишком категоричен... Так он что, вне этики? То есть -ниспосланный? Ну, в чем-то это резонно, взялся же он откуда-то, хотя пробудившиеся у Куйвиэнен эльфы вроде как не начали, не успев глаза протереть,друг другу морды бить... И потом, этический кодекс - ни разу не уголовный. Но в Арде есть Закон/Замысел/эгрегор/и.т.п., и его нарушение, через Искажение, непременно приведет к неприятным последствиям. Отдача... ОК, и правильно, тут хорошие существа, не за что их обижать... ![]() ![]() |
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
![]()
Сообщение
#71
|
Гости ![]() |
Дело в том, что, ИМХО, этические конструкции в Сильмариллионе нельзя назвать этическими. Просто по той причине, что конструкции эти там продиктованы свыше. А этика, насколько мне представляется, ни при каких условиях свыше не диктуется.
Вся этика предначальной и Первой эпох сводится к "валар так считают"! Т.е. "мама сказала, что нельзя"... Это не этика. Это авторитет старших... А что касается автора недоброжелательства, то я должен объяснить: IMHO, Профессор писал "Сильмариллион", как мифологию. Иначе говоря, он выступает в книге не в качестве автора, отвечающего за каждое слово, а в качестве составителя. Поэтому книга написана таким образом, что авторы ее - некие неизвестные нам очевидцы событий Первой Эпохи. И эти самые авторы крайне необъективны. И не скрывают этой необъективности. Что само по себе неэтично. Почему трактовка того же Карантира в книге обваливается с треском и грохотом, если сравнить ее с приводящимися в той же книге фактами о нем? Почему тот же Тингол выглядит отъявленным мерзавцем, трусом и предателем, если судить по приводящимся в книге фактам (историю с Турином не учитывать), и эта трактовка также обваливается со страшным грохотом, стоит лишь озаботиться вопросом, почему же синдар всего Белерианда (не только Дориата) ему охотно подчинялись. Мир Арды Первой Эпохи - вне этики! Не изобрели ее! И во вторую эпоху не изобрели. И в третью, похоже, не изобрели. Иначе Леголас - старейший из Fellowship of the Ring - промолчал бы вместо того, чтобы ввязываться в дурацкий спор с Гимли о том, кто виноват в разрыве эльфов и гномов. Он ведь не мальчик. И не столь горяч, как гномы. Он эльф, отлично владеющий собой. Почему не промолчал? Дурак? Не-е-ет... Мир Арды вне этики! Иначе Гил-Галад не додумался бы приносить в жертву союзников, просивших его о помощи, ради того, чтобы получше организовать эльфов и сократить потери до минимума (хотя и вышло в результате несколько наоборот). Мир Арды вне этики, поскольку Боромиру, сыну Денетора, вменяется в грех тот факт, что он не поверил внушениям Имладрисского Совета, хотя Боромир не обязан был верить. И подчиняться не обязан был. |
|
|
![]()
Сообщение
#72
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 ![]() |
А здесь выплывает очень тонкий момент. Этика как правило (согласно большинству религий) имеет мистическое происхождение, т.е. исходит Свыше (те же десять заповедей, например). Поэтому естественно, что у Толкиекна "законодатели" этики -- Эру и Валар.
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
![]()
Сообщение
#73
|
Гости ![]() |
А здесь выплывает очень тонкий момент. Этика как правило (согласно большинству религий) имеет мистическое происхождение, т.е. исходит Свыше (те же десять заповедей, например). Поэтому естественно, что у Толкиекна "законодатели" этики -- Эру и Валар. Хм... Скорее всего так. Тогда мы о разных этиках говорим. Я религиозную этику (за одним исключением) не считаю этикой. Потому, что мировые религии (за тем же самым исключением) предназначают свою этику преимущественно единоверцам. В таком случае спор об этике в Арде надо заканчивать: с точки зрения Профессора, по-видимому, мир Арды изначально этичен. |
|
|
![]()
Сообщение
#74
|
|
![]() Бывалый ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 634 Регистрация: 27.4.2006 Пользователь №: 85 ![]() |
Думаю, что Аллор права в предыдущих постах – этика есть практически в любую историческую эпоху, как и в доисторическую, хоть об этом данных мало. Хотя если брать миф и эпос (где наличествует зачастую довольно суровая этика)… Но тут опять все упрется в определение.
Этики существуют разные, и многие подробности эльфийских этик (предполагаю, что модификаций было больше одной) нам незнакомы. Где в предначальную и Первую эпохи этика у эльфов? Нолофинвэ пропагандирует отца при всем честном народе о вреде своего брата, упустив пригласить виновника торжества. Где этика? Да все там же – этика, в сущности, штука умозрительная. А при таком брате не очень-то поговоришь. Встречный вопрос – что было бы этичным: разбираться с Феанором самолично (то есть без надежды на результат), сделать то, что Нолофинвэ сделал, или пустить все на самотек? По мне так куда ни кинь… Про побоище в Альквалондэ, переполненное этикой, говорить не буду - там всех поголовно аффект замучил. Тингол отказывается принять участие в войне по причине участия в ней Феанорингов. Этика? Покажите мне того извращенца, который назвал этичной Резню в Альквалондэ! И чем вам не нравится аффект как объяснение? Что касается Тингола – она, родимая. Вот как раз с точки зрения этики, как мне кажется, он не имеет права вставать на сторону Феанора и его сыновей ни при каких обстоятельствах. Фактически его обвиняют в том, что он этой этики не преступил. Но насчет полного неучастия в войне Вы немного… утрируете. Кстати, феаноринги воюют очень странно – они только отбивают нападения Врага, единственное исключение – Пятая битва. Все остальные – самозащита чистой воды. Когда собирался союз Маэдроса, феанорингами было сделано все, чтобы полностью исключить участие в нем Дориата (но и это им удалось лишь частично). В остальных случаях непонятно, чего Вы хотите от Тингола – в бой по доброй воле не лез никто. Разве что Финголфин, но от его предложения феаноринги отказались в первую очередь. ИМХО, как-то в книгах Профессора вообще не очень заметна этика... Даже если приглядеться к нюансам: как описываются в " Сильмариллионе те же Феаноринги. Разве не заметно недоброжелательство источника легенд? Нет, незаметно. Наоборот, лично у меня сложилось впечатление, что автор к Карантиру и близнецам равнодушен, Келегорма с Куруфином не оценивает преднамеренно, а Маглора и Маэдроса любит вопреки всему. Вопрос: как Вы себе представляете «заметную в книге» этику? Просто интересно. Мир Арды - не этичный ни разу. Совсем. Там вместо этики - ниспосланный свыше из Амана кодекс. Вполне себе этический кодекс, не понимаю, какой смысл разводить эти понятия. Или Вы считаете, что этика – это нечто неформулируемое? И Морналхор: выражения типа "Тингол выглядит отъявленным мерзавцем, трусом и предателем, если судить по приводящимся в книге фактам" в дальнейшем буду рассматривать как личное оскорбление. Потому что по нашему предыдущему разговору можно сделать вывод, что факты, приводящиеся в книге, Вам знакомы плохо, а для меня это вопрос уже в какой-то степени личный. Я не пытаюсь никому запрещать высказывать свое мнение, но не стоит выражать его так грубо и безапелляционно. Хольгер, я поначалу пыталась сформулировать ту же мысль, что и Вы - о том, что этика и должна исходить свыше, но задумалась: для людей-то оно так, а для эльфов? Мне почему-то показалось, что там должно быть и свыше, и изнутри. -------------------- Кофейник там, кофейник здесь... Не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы (с) "Муми-Тролль"
|
|
|
Мимохожий_Mornalchor_* |
![]()
Сообщение
#75
|
Гости ![]() |
Потому что по нашему предыдущему разговору можно сделать вывод, что факты, приводящиеся в книге, Вам знакомы плохо, Не стоит спешить с выводами. А на контекст внимание обращать очень бы полезно. |
|
|
![]()
Сообщение
#76
|
|
нолдо-юморист ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 381 Регистрация: 20.3.2005 Из: Пермь Пользователь №: 18 ![]() |
Морналхор, вы, видимо, задели тему, которая для Вейрд значима, и я бы на вашем месте был бы осторожнее с этого момента.
И эти самые авторы крайне необъективны. И не скрывают этой необъективности. Что само по себе неэтично. Мы все субъективны. А если этот летописец присутствовал в Гаванях Сириона (Дирхавель) - какие к нему претензии? Просто по той причине, что конструкции эти там продиктованы свыше. А если допустить, что конструкции эти изначально пронизывали мир и были восприняты квэнди как часть души, без влияния Валар? Да и в наше время все ли этику соблюдают? Выходит, что существованием неэтичных поступков отрицается само существование этики. Странно. Нолофинвэ пропагандирует отца при всем честном народе о вреде своего брата, упустив пригласить виновника торжества. Где этика? Сын сказал отцу, что он думает о ситуации, которая была известна и без того - неужели Финвэ не знал бы о речах Фэанаро? И внял бы Фэанаро приглашению Нолофинвэ? Встречный вопрос – что было бы этичным: разбираться с Феанором самолично (то есть без надежды на результат) Кстати, вполне возможно, что он говорил с Фэанаро. |
|
|
![]()
Сообщение
#77
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 ![]() |
Вейрд: этика порождена Свыше, но у людей много больше возможностей от нее отклониться (возможно, что в эльфов действительно заложен существенно более сильный ограничитель по этике).
-------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
![]()
Сообщение
#78
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 ![]() |
С выводами спешить никогда не стоит, а безапелляционность утверждений никого не красит.
Так что... Вейрд, пасиб. Mornalhor, священных коров тут нет, но резкие оценочные характеристики, имхо, неуместны. Сулэрин, согласна, ну, ППКС. Спасибо. Если не ошибаюсь, в Сильме в некой степени проводится мысль, что этика в элдар в большей степени "вшита", соответственно,отклонение от ее норм бьет по ним сильнее и нагляднее (я уж молчу здесь о том,что эльфа внутренний разлад дугевного/духовного плана может свести в могилу). Причем этика тут частично библейская, частично евангельская. Т.е. мотив воздаяния "здесь и сейчас" и мотив спасения души хотя бы в конексте следования этике несмотря ни на что. И вот хоть убей, не вижу противоречия в тезисе о наличии этики и "ниспосланности из Амана" оной... Типа, раз "спущено сверху", так оно и не катит и вообще искуственно и нежизнеспособно? Может, для тоталитарной _земной_ системы это и верно во многом, а вот для Арды... ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#79
|
|
![]() Istyar ![]() ![]() ![]() Группа: Участники Сообщений: 2190 Регистрация: 8.12.2005 Пользователь №: 44 ![]() |
И вот хоть убей, не вижу противоречия в тезисе о наличии этики и "ниспосланности из Амана" оной... Типа, раз "спущено сверху", так оно и не катит и вообще искуственно и нежизнеспособно? Может, для тоталитарной _земной_ системы это и верно во многом, а вот для Арды... ![]() Кстати, да. Многие не вполне корректные интерпретации Сильмариллиона обусловлены именно тем, что мы воспринимаем Валар просто как некую "боярскую думу", состоящую по сути из тех же людей, что и обычные жители. А ведь это неправильно -- Влар суть существа мистические, и провозглашенная ими этика имеет начало мистическое, а не "бюрократическое" ![]() А идея насчет природного этического ограничителя у эльфов -- очень хороша. Собственно, именно из-за него у эльфов с одной стороны, практически отсутствовало повседневное зло ("пиковые" события уже обсуждались в других темах), с другой -- не случайно эльфы, допустившие отклонения, вскоре после них -- гибли... -------------------- Lutar e vencer!
|
|
|
![]()
Сообщение
#80
|
|
![]() Недомайа ![]() ![]() ![]() Группа: Админы Сообщений: 5780 Регистрация: 14.5.2004 Из: Ангамалле Пользователь №: 4 ![]() |
Вполне согласна. Валар мало что не люди, они даже не духи разной степени капризности
![]() А вот механизм "воздаяния" у эльфов работал четче. Может,еще и потому, что они не теряли связь с Ардой и после утраты тела, и они , соответсвенно, горзадо больше "фонили" на Арду, их деяния в большей степени влияли на состояние Арды (по крайней мере в начале)... |
|
|
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.7.2025, 9:58 |